Разворот на Китай. Россия изменит логистику Сибири и Дальнего Востока
Министерство транспорта готовит масштабный план перестройки железнодорожной логистики в Сибири и на Дальнем Востоке.
Данный маршрут подразумевает создание транспортной инфраструктуры для выхода России в Индийский океан.
Сейчас же рассмотрим иной маршрут, который интенсифицирует торговлю России с Китаем и Монголией. Впрочем, уже сейчас можно сделать вывод, что правительство намерено диверсифицировать маршруты, строя инфраструктуру сразу на нескольких направлениях. Подобный подход снижает риски появления зависимости от одного большого игрока. В настоящее время — от Китая, в перспективе — от Индии
Минтранс подготовил план масштабного строительства железнодорожной инфраструктуры в Китай. Имеются проекты как прямого сообщения с КНР, так и транзитные через Казахстан и Монголию. Общая стоимость плана составляет 30,8 млрд долларов (опять к вопросу о том, куда девать валюту). Об этом сообщают «Ведомости».
На них предполагается построить около 3 тысяч километров железных дорог на территории Казахстана, Монголии и Китая. 369 километров на территории России, а также возвести три новых ж/д погранпункта через границу России.
Рассмотрим конкретные проекты.
Самым масштабным является создание МТК Россия — Монголия — Китай общей стоимостью в 1 трлн рублей. Планируемый грузооборот на участке — 73 млн тонн в год.
Частью маршрута должна стать многострадальная ветка Элегест — Кызыл — Курагино.
Данная ветка не построена до сих пор, хотя ещё в 2011 году был построен символический 1 километр путей. Причина банальна для нашей страны. Ветку передали в концессию, ожидая, что частный инвестор сможет реализовать проект. Однако получилось примерно тоже самое, что и с Северным широтным ходом (СШХ).
Хотя за эти 11 лет государство вполне могло бы самостоятельно и в кратчайший срок построить объект. По предварительным оценкам, реализовать всё это можно за 4-5 лет.
Однако теперь есть надежда, что в рамках МТК Россия — Монголия — Китай и железная дорога в Тыву будет построена, что даст этому депрессивному региону хорошую перспективу развития.
Далее железнодорожная дорога от Элегеста пойдет на монгольскую границу и через Монголию — на Китай:
Следующий проект — строительство 226 километрового участка на территории Монголии от железнодорожной станции Зуунбаян до пункта пропуска Ханги. На карте примерный маршрут обозначен в красном кругу:
Также на территории Казахстана планируется построить линию Бахты — Аягоз, которая соединит маршрут от границы России в районе Петропавловска до Достыка (граница Казахстана и Китая) в выходом на Урумчи:
Длина участка 270 километров.
Помимо этого, отметим расширение пропускной способности погранпереходов. Здесь речь идёт о погранпереходах Джалинда — Мохэ (модернизация ж/д путей), строительстве второго ж/д моста в Забайкальском крае, а также модернизации погранперехода Соловьевск — Эрэнцав.
Запланированные проекты в случае их реализации позволят кратно увеличить сухопутную торговлю между Россией и Китаем. Сейчас имеется значительный перекос в сторону морской торговли. Оно и логично, поскольку ранее транспортная инфраструктура в России развивалась по параллелям, а не меридианам.
Что касается инвестиций, то здесь абсолютно все проекты Россия в состоянии профинансировать самостоятельно. 30,8 млрд долларов — ничто. Эти деньги вернутся в кратном размере уже в первые годы работы новой инфраструктуры. Если, разумеется, не применять либеральный подход и не считать финансовую составляющую проекта отдельно от всей экономики. К тому же, нынешний переизбыток валюты позволяет профинансировать сразу несколько подобных проектов.
Текущий амбициозный план Минтранса должен быть утвержден в сентябре. Надеемся, он будет исполнен в полном объеме.