Означают ли события на Украине окончание танковых войн? Пока нет

Означают ли события на Украине окончание танковых войн? Пока нет

Война на Украине поставила вопросы о полезности боевых танков и их часто неспособности противостоять переносным противотанковым средствам. Достоверных данных о том, сколько танков потеряли обе воюющие стороны, нет, но их могло быть значительно меньше, если бы они использовались более ограниченно.

Некоторые аналитики считают, что война на Украине означает конец танковых войн. Другие видят в этом триумф превосходной тактики с использованием современного переносного противотанкового оружия, особенно американского Javelin и шведско-британского NLAW (легкого противотанкового оружия нового поколения). Многие российские танки попали в организованные засады пехотинцев с использованием NLAW, Javelins и другого переносного оружия, что вызвало критику тактики действий российской бронетехники.

Интересно, что именно русские были пионерами в боевом применении противотанкового оружия, когда во время Войны Судного дня 1973 года египетская армия широко применила российские противотанковые средства Sagger . В то время как израильские танкисты работали над тем, чтобы подбить «Саггеры», египтяне использовали противотанковые ракеты РПГ-7, с помощью которых солдат мог взорвать танк с очень близкого расстояния. После войны 1973 года США лидировали в разработке танков с более сложной броней. Важнейшим прорывом стала броня Чобхэма, сталекерамическая матрица между стандартными бронепластинами, предназначенная для поглощения удара противотанкового оружия. Американский Abrams M1 и британский Chieftain приняли эту броню, и со временем она была улучшена.

Россия следила за разработками в Великобритании и США, создавая собственную композитную броню под названием «Комбинация К» (Combination K). Она вставлялась между слоями стали, как броня Чобхэма. Говорят, что она состоит из стекловолокна/пластика и керамики в три слоя. «Комбинация К» использовалась в некоторых серийных Т-72. Россия улучшила композитную броню для своих танков Т-90А, которые, как утверждается, успешно останавливали противотанковые средства РПГ (реактивные гранатометы) в войне в Чечне.

Реактивная броня. Чтобы сломать защиту новых типов брони, необходимо использовать новейшее противотанковое оружие. Но защита может быть и в виде реактивной брони. В начале конфликта она не была достаточно хороша для защиты российских танков от уничтожения. Россия разработала как минимум три различных типа динамической защиты (ДЗ). В реактивной броне используются нечувствительные взрывные пластины, которые отклоняют траекторию противотанковых снарядов, так что они теряют энергию и не могут пробить броню.

Многие из украинских танков имеют динамическую защиту, в основном на лобовой части корпуса и некоторых на бортовых экранах. Но динамическая броня не защищает башню танка, как и композитная броня, которая имеет ограниченное применение в башнях.

Российские танки в основном оснащены динамической защитой «Контакт-5» второго поколения. Одна модель танка, Т-72 Б3М, оснащена динамической защитой третьего поколения под названием «Реликт». Несмотря на эту модернизацию, Россия потеряла несколько десятков танков Т-72 Б3М.

На российских и западных танках есть и другие системы, которые пытаются отражать противотанковые средства. Например, российские танки могут создавать дымовую завесу при обнаружении подлетающего снаряда, но это работает только в том случае, если на танках есть радар или другая система для обнаружения угрозы, и система способна выпустить дым достаточно быстро, чтобы сбить с толку датчик на снаряде. Другой метод — попытаться заглушить противотанковые системы электронным или оптическим способом, но это имеет ограниченное значение.

Активные системы. По-настоящему эффективным подходом являются системы активной защиты APS, которая обнаруживает приближающуюся угрозу и запускает против него свой снаряд (EFP), чтобы уничтожить ее. Для достижения APS танк или другая машина должны иметь подходящее радиолокационное покрытие, пусковые установки для своих EFP и быстрыдействующие компьютеры.

В лучшей на сегодняшний день системе, израильской Trophy APS, не только уничтожается приближающаяся угроза, но и система способна определить местонахождение стрелка и направить орудие танка для атаки стрелка. Trophy APS используется в Армии обороны Израиля, в Германии для танков Leopard 2 и в США для танков Abrams. Система Trophy предназначена для того, чтобы не наносить вред пехоте, работающей сзади или вокруг танка. Поскольку Trophy вращается вокруг танка на 360 градусов, в том числе над головой, она защищает башню, вероятно, самую уязвимую часть любого танка.

Такие системы, как Javelin, предназначены для того, чтобы выскочить и поразить танк, взорвав башню. NLAW предназначен для взрыва над башней. Насколько известно, используемых Россией в Украине танков с системами активной защиты нет.

В прошлом Россия разработала как минимум три APS, но ни одна из них не была принята на вооружение. Ее система третьего поколения, получившая название « Арена-М», на бумаге наиболее близка к «Трофи», хотя ей не хватает современных радиолокационных и вычислительных возможностей «Трофи», и она не интегрирована в систему управления огнем танка.

Несмотря на то, что Россия продает систему на экспорт — ее основная цель заключалась в том, чтобы попытаться продать систему Южной Корее, — Arena не нашла иностранных покупателей (Южная Корея, по-видимому, решила разработать собственный). Россия утверждает, что у нее есть новая APS для своего основного боевого танка Т-14 «Армата» под названием Afganit («Афганит»). Судя по имеющимся описаниям, она охватывает 300 градусов вокруг танка.

Ограниченное финансирование. Трудно понять, почему российские танки не оснащены APS. В то время как Afganit все еще не находится в производстве и не полностью протестирован, Arena существует уже более десяти лет, но никогда не заказывалась. Похоже, Россия была готова инвестировать в исследования и разработки, но не в серийное производство, возможно, потому, что у нее не было средств на покупку системы для своих танков, особенно Т-72. Танк Т-72 был выбран Россией для серийного производства, потому что он был вдвое дешевле Т-80, который является более боеспособным танком.

Армиям требуется много лет, чтобы принять на вооружение новые типы оружия, особенно бронетехнику. Армия США, например, только в этом месяце профинансировала приобретение комплектов Trophy для танков Abrams, выбрав General Dynamics для закупки комплектов и датчиков у DRS в партнерстве с Израилем.

У России есть два основных ограничения. Во-первых, это отсутствие подходящей домашней промышленной базы для производства сложного оружия, для которого нужна высокотехнологичная электроника. Во-вторых, отсутствие финансирования. Хорошим примером является решение России (в советский период) закупить Т-72, ​​потому что они были дешевыми, но не очень эффективными. Но сегодня у россиян действительно больше нет выбора. России придется восстановить свою бронетехнику и сделать свои танки устойчивыми к современным противотанковым средствам. Пойдет ли Россия на сверхдорогой танк Т-14 «Армата», который еще не запущен в серийное производство, или найдет другую альтернативу, более доступную, но и более живучую?

Танк, оснащенный APS, по-прежнему необходим в бою и обеспечивает огромную мощь в любом бою, при условии, что он используется правильно и может выстоять против огневой мощи противника. Урок для России — модернизировать свою броню. Тот же урок применим ко всем другим современным вооруженным силам.

СТИВЕН БРАЙЕН