Новый реализм Америки на Ближнем Востоке: взгляд из Вашингтона
Достижение конкретных американских интересов оправдывает снятие акцента с возражений Байдена по поводу нарушений прав человека в Саудовской Аравии и снижение напряженности в американо-саудовских отношениях.
Предстоящий визит президента США Джо Байдена в Саудовскую Аравию вызвал бурную реакцию в американском внешнеполитическом сообществе. Некоторые реакции, в том числе со стороны влиятельных политиков-демократов, были безоговорочно негативными. Конгрессмен-демократ Адам Шифф заявил: «Пока Саудовская Аравия не произведет радикальных изменений в области прав человека, я бы не хотел иметь с ним ничего общего», имея в виду наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана, известного как МБС.
Однако защитники решения Байдена посетить страну утверждают, что интересы США и реалии власти на Ближнем Востоке требуют стратегических отношений с саудовцами, несмотря на их плохие показатели в области прав человека и демократии. Такой уровень разногласий и споров поразителен и необычен, поскольку американские президенты регулярно встречаются с саудовскими лидерами с 1970-х годов. Однако администрация Байдена недвусмысленно дала понять, что будет относиться к Саудовской Аравии иначе, чем предыдущие администрации.
Во время президентской кампании 2020 года Байден заявил, что заставит саудовцев «заплатить цену» за убийство саудовского журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году и за участие Саудовской Аравии в войне в Йемене и будет относиться к саудовцам как к «изгоям, которыми они являются». Находясь на своем посту, Байден санкционировал публикацию доклада американской разведки о том, что МБС несет ответственность за убийство Хашогги саудовскими оперативниками в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле. Байден отказался иметь дело непосредственно с кронпринцем и предпринял политические шаги, которые усугубили положение саудовцев, включая отмену официального определения хуситов (повстанческое движение шиитского толка, получающее поддержку шиитской иранской теократии, противники саудовцев в Йемене — прим.) как террористов, вывод американских батарей ПВО из Саудовской Аравии и возобновление ядерных переговоров с Ираном. Таким образом, предстоящий визит в Эр-Рияд представляет собой разворот политики президента США, который сталкивается с растущим числом политических проблем у себя дома.
Ранее в этом году я писал в Foreign Affairs, что американская политика на Ближнем Востоке должна отдавать предпочтение порядку перед другими целями, а это значит, что придется иметь дело с режимами и лидерами, у которых на руках кровь, если это служит интересам США. Взаимодействие с Саудовской Аравией вписывается в эту повестку дня. Хотя визит Байдена может не совсем соответствовать его прежней риторике и заявленным ценностям, он поможет исправить отношения, которые, при правильной игре, могут помочь стабилизировать мировые рынки нефти, продлить перемирие в гражданской войне в Йемене и сдержать амбиции Ирана.
За пределами порядка
С момента вступления в должность Байден, по крайней мере, частично, был готов отдать приоритет порядку на Ближнем Востоке перед другими целями, такими как защита прав человека и продвижение демократии. В конце концов, Байден возобновил переговоры с Ираном (при посредничестве европейцев) о восстановлении Совместного всеобъемлющего плана действий (ядерная сделка — снятие с Ирана санкций в обмен на его отказ от программы ядерных вооружений — прим), который во время администрации президента Барака Обамы оказался эффективным и помог в деле сворачивании иранской ядерной программы. Когда президент Дональд Трамп вывел Соединенные Штаты из JCPOA, Иран возобновил свою ядерную программу и с тех пор приблизился к возможности созданию ядерного оружия. Администрация Байдена была готова отложить в сторону длинный список проблем с Тегераном — включая его поддержку террористических организаций и жестокого режима Башара аль-Асада в Сирии, а также его растущий арсенал баллистических ракет — чтобы попытаться остановить или замедлить прогресс ядерной программы Ирана. Ничто не приведет к усилению конфликтов и нестабильности в регионе с большей вероятностью, чем перспектива появления у Ирана ядерного оружия. Визит Байдена в Саудовскую Аравию — это еще один шаг к порядку и стабильности. После того, как конфликт в Украине нарушил работу мировых энергетических рынков, роль Эр-Рияда как крупнейшего экспортера нефти приобретает новое значение. Порядок на нефтяном рынке требует, чтобы саудовцы использовали свои незадействованные производственные мощности для восполнения хотя бы части российского предложения, потерянного из-за санкций. Отчасти мотивированная соглашениями Авраама администрации Трампа, которые способствовали нормализации отношений между Израилем и рядом арабских стран, Саудовская Аравия начала осторожно налаживать контакты с Израилем, что также будет способствовать созданию более предсказуемого Ближнего Востока. Достижение этих конкретных американских интересов оправдывает снятие акцента с возражений Байдена по поводу нарушений прав человека в Саудовской Аравии и снижение напряженности в американо-саудовских отношениях. Этот сдвиг уже приносит дивиденды. Прекращение огня в гражданской войне в Йемене — отчасти это результат работы американской дипломатии с Саудовской Аравией — в июне было продлено еще на два месяца. А саудовцы уже согласились ускорить запланированное на лето увеличение добычи нефти. Не только администрация Байдена откладывает в сторону более идеологические цели в поисках более упорядоченного Ближнего Востока: так же поступают и правительства стран региона. В последние месяцы Саудовская Аравия и Иран провели ряд двусторонних переговоров при посредничестве иракского правительства. Объединенные Арабские Эмираты также возобновили прямые контакты с Ираном. В последние годы президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган публично ругал МБС за убийство Хашогги и в целом пытался бросить вызов лидерству Саудовской Аравии в суннитских арабских государствах Ближнего Востока. Однако в конце июня Эрдоган принял кронпринца в Анкаре. Более противоречивым шагом, по крайней мере, с точки зрения США, стал визит президента Сирии в ОАЭ в марте, после того как в течение нескольких лет правительство эмиратцев поддерживало восстание против него. Это была первая поездка Асада в арабскую страну с момента начала гражданской войны в Сирии в 2011 году. Ни одно из этих событий не означает, что в регионе скоро наступит мир. Вероятность конфликта по нескольким направлениям — ирано-израильскому, ирано-саудовскому, израильско-ливанскому, сирийско-турецкому, саудовско-йеменскому и другим — остается высокой. Однако шаги к сближению указывают на то, что региональные лидеры начинают пересматривать свою прежнюю политику, осознавая издержки нестабильности и преимущества порядка. Американская дипломатия должна поощрять эту тенденцию и участвовать в ней.
Снова на верном пути?
Основы иногда сложных, явно транзакционных, но взаимовыгодных американо-саудовских отношений были подорваны в течение трех последних президентских сроков США. Сочетание роста производства энергии в США, низких цен на нефть во второй половине 2010-х годов и озабоченности проблемой изменения климата привело многих в США к выводу, что Саудовская Аравия и ее нефть уже не так важны. Обама, Трамп и Байден — все они проводили кампании по переориентации внешней политики США с Ближнего Востока (на Восточную Азию и противостояние с КНР — прим). Страх саудовского руководства перед американским «уходом» с Ближнего Востока преувеличен, учитывая продолжающееся военное и политическое присутствие США в этом регионе, но их ощущения реалистичны. С американской стороны тесные публичные объятия Трампа с МБС втянули отношения в поляризованную партийную политику; демократы теперь все чаще считают, что саудовцы принимают сторону республиканцев. Участие Трампа во внутренней политике Саудовской Аравии, поощряющее возвышение кронпринца, было неприличным и ненужным. Когда Джаред Кушнер, зять и ключевой советник Трампа по вопросам политики, и Стив Мнучин, министр финансов Трампа, попросили саудовские инвестиции в свои хедж-фонды вскоре после ухода с государственной службы, это создало видимость услужливости. Саудовцы заслуживают значительной доли вины за это и должны изменить свой подход к Вашингтону, чтобы вернуть отношения на более прочную, двухпартийную основу. То, что Байден решил зарыть топор войны с саудовским кронпринцем, является необходимой и понятной реакцией на происходящее в мире: не только на сломанную политику Ближнего Востока, но и на глобальные потрясения, вызванные конфликтом в Украине. Это признание того, что для достижения некоторого порядка на беспорядочном Ближнем Востоке необходимо иметь дело с правителями, которые возглавляют относительно стабильные государства и оказывают влияние за пределами своих границ.