Государственные нефтяные компании — «исчадия ада» по сравнению с транснациональными корпорациями для экологии

Государственные нефтяные компании - "исчадия ада" по сравнению с транснациональными корпорациями для экологии

Судя по всему у адептов «свободного рынка» исчерпаны другие аргументы для того, чтобы срочно все государства избавились от нефтяных активов. Или это банальная зависть сказывается, ведь у государственных нефтяных компаний с каждым годом запасов нефти становится больше, чем у транснациональных корпораций.

Как пишут на портале Oilprice.com, в то время как большая часть глобального давления по вопросу декарбонизации была направлена ​​на частные нефтяные гиганты, такие как BP, ExxonMobil и Shell, из нового анализа британского журнала Economist следует, что большая часть этого давления и обвинений необоснованны.

Дело не в том, что Big Oil [крупнейшие нефтяные транснациональные компании] не нужно менять направленность, стратегию и обязательства в своей работе, чтобы быстро и значительно сократить выбросы парниковых газов, чтобы избежать серьёзного изменения климата — это необходимо. Дело в том, что выбросы частных нефтяных компаний меркнут по сравнению с объёмами выбросов государственных нефтяных предприятий, которые добывают большую часть нефти, и при этом выбрасывают больше всего парниковых газов, загребая большую часть мировой прибыли от нынешних высоких цен на нефть, а получают гораздо меньше внимания [зависть даже не скрывается — прим. Об этом не говорят].

На самом деле, в статье Economist под заголовком «Государственные нефтяные гиганты совершат или прервут [мировой] энергетический переход» говорится, что по сравнению с Big Oil национальные нефтяные компании (НОК) — это «огромная нефть». В совокупности на ННК приходится три пятых мировой добычи сырой нефти, половина мировой добычи природного газа и две трети оставшихся мировых доказанных запасов нефти и газа:

«Четыре компании — Adnoc из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Saudi Aramco, PDVSA из Венесуэлы и QatarEnergy — обладают достаточным количеством углеводородов, чтобы продолжать добычу с текущими темпами в течение более четырех десятилетий».

Принимая во внимание масштаб производственных мощностей ННК, глобальное внимание к действиям (или, скорее, бездействию) этих компаний в отношении климата особенно тревожно. Особенно, если взглянуть на то, насколько плох «послужной список» большинства НОК, когда дело доходит до экологии. Чтобы было ясно, «послужной список» в экологии у Big Oil тоже далеко не идеальный, особенно к западу от Атлантики, но выбросы парниковых газов большинства этих компаний уже стабилизировались или достигли своего пика. Напротив, только две ННК могут сказать то же самое: бразильская Petrobras и колумбийская Ecopetrol.

Так почему бы нам не пойти за «крупной рыбой»? Ответ, конечно, сложен. Декарбонизация носит по большей части политический характер, но оказывать давление на правительства, которым принадлежат ННК, чтобы они отказались от отрасли, которая поддерживает экономики их стран — это сложное и неблагодарное дело.

В конечном счете, «простая» тактика бойкота, протеста, навешивания ярлыков и осуждения, имеющая некоторое влияние на частную сферу, фактически является беззубой стратегией, когда речь идет о государственных нефтяных компаниях. Опять же, многие ННК с самыми грязными операциями работают в самых бедных стран мира, и никакое общественное давление не изменит эту экономическую реальность. В конечном счете, все сводится к финансированию климатических изменений и привлечению самых богатых стран мира к ответственности за их обещания финансовой поддержки дорогостоящих усилий по обезуглероживанию беднейших стран мира — обещание, которое до сих не выполнено.

В общем, очередное подтверждение того, что «зеленая повестка» — это что-то из раздела «блажь богатеньких». Подавляющей части стран мира она не «по карману».