Эксперты Сидорова и Шаршова рассказали, как привить ребенку полезные привычки

Эксперты Сидорова и Шаршова рассказали, как привить ребенку полезные привычки

Что нужно съесть, чтобы получить пятерку по математике? Почему соцсети снижают интерес к учебе, а батут и плавание ― повышают? Эндокринолог Юлия Сидорова и методист онлайн-школы для детей и подростков Skysmart Дарья Шаршова рассказали ФАН, как полезные привычки влияют на успеваемость и что можно сделать, чтобы приучить ребенка к здоровому образу жизни с самого нежного возраста.

Питание и развитие памяти

Недавно Skysmart провел опрос, посвященный здоровому образу жизни. Из 86% опрошенных, которые сами ведут здоровый образ жизни, 93% отметили, что прививают полезные привычки своим детям. А у 82% изучающих английский взрослых дети посещают дополнительные занятия по английскому языку, 67% — спортивные секции и 38% — творческие кружки.

Для 89% респондентов ЗОЖ ― это правильное питание. Питание влияет не только на пищеварение ― оно принципиально важно для работы абсолютно всех органов и систем. И в первую очередь ― мозга.

Один из самых важных нутриентов ― клетчатка. От его поступления зависит качество памяти и в целом мыслительной деятельности. По данным исследований, проведенных в США, дети, которые употребляют достаточно клетчатки, лучше справляются с тестами.

Ребенок должен потреблять примерно 25 граммов на каждые 2000 ккал. Для расчета можно ориентироваться так: 10 граммов в день для дошколят, 15 для младших школьников, 30 граммов в день для подростков.

Для хорошей памяти необходимы и жиры. Особенно ― Омега 3, которые содержатся в рыбе и орехах. Они должны составлять 25–35% от общего рациона. Транс-жиры — не более 10% от общего количества калорий в сутки. Для сравнения, углеводы должны составлять 45–65%, а белки ― примерно 30%.

Проблемы с памятью и успеваемостью действительно могут быть вызваны физиологическими причинами. И нередко пересмотр меню полностью меняет ситуацию. Эффект будет еще заметнее, если параллельно с этим приучать детей к фокусировке внимания — это один из базовых принципов мнемотехник. Популярный среди многих родителей подход «будешь делать уроки, пока не сделаешь» не работает: задача, не ограниченная никакими рамками, занимает все свободное время, выматывает и лишь усиливает тревожность.

Лучше помочь ребенку по максимуму использовать рабочее время. Но важно помнить, что у детей время фокусирования рассчитывается по формуле «возраст плюс одна минута». То есть 14-летний школьник может работать с полной отдачей 15 минут. Значит, ему каждые четверть часа нужно делать небольшой перерыв на 3–5 минут ― попить воды, размяться, посмотреть короткий ролик в интернете. Важно еще и дробить большую задачу (например, домашку) на маленькие задания и отводить эти 15-минутные отрезки на их решение. То есть не просто «учить математику», а ставить конкретные цели ― например, решить три уравнения.

У первоклассников в первые месяцы учебы еще идет адаптация, им сложно. Поэтому родителям важно ограничивать время занятий дома: например, давать по 8–10 минут на предмет. Если где-то много нужно прочитать — два раза по 8 минут с небольшим перерывом между подходами. Не успел — значит, не успел. Тренировка концентрации внимания – вот во что стоит вкладываться. Тогда и память будет тренироваться и хорошо работать.

Спорт и мотивация

«Мой ребенок вообще ничего не хочет, его из дома не вытянешь!» ― жалуются родители. Как уговорить детей заниматься спортом и активными играми, гулять и бегать, если его вполне устраивает валяние на диване в обнимку с планшетом?

У нас в организме есть прекрасный нейромедиатор дофамин, который отвечает за обучение и вознаграждение. Когда мы идем к цели и испытываем радость и удовольствие от этого процесса ― это работа дофамина. Чтобы убедить ребенка делать то, что лень ― ходить на плавание или учить английский, неважно ― нужно задействовать дофамин. И сделать это можно при помощи поощрений.

Пока привычка формируется, желательные действия нужно подкреплять. Например, договориться, что если ребенок будет есть овощи каждый день, то через неделю вы купите ему желанную игрушку. Так вы установите связь между полезными делами и вознаграждением. Каждое занятие в бассейне ― это час в парке аттракционов в конце месяца. Но это ― не единственный способ. Существуют и другие хитрости, основанные на действии дофамина.

Например, «ачивки» — маленькие награды и достижения как элемент любого обучения помогают быстрее достигать прогресса и при этом с интересом учиться. Дети привыкли получать «ачивки» и проходить уровни в компьютерных играх. Это затягивает и мотивирует на дальнейшие шаги. Так почему бы не внедрить эту практику в развлекательно-образовательный процесс ребенка? Ведь именно интерес — залог успешного обучения любому предмету.

Нагляднее всего с оценкой прогресса помогают технологии. Например, фитнес‑браслет, который показывает количество шагов, объём физической активности и сожжённые калории. То же самое и с учёбой. Когда ученик видит количество пройденных уроков, выполненных домашек, выученных слов, он лучше понимает, какой путь уже проделан и сколько шагов осталось до следующего уровня. Например, в конце онлайн-урока в нашей школе, ребята сразу получают результат и видят, сколько им осталось для достижения своей образовательной цели. Получив свое «give me five», они тут же бегут поделиться достижением с родителями.

Но если вы занимаетесь самостоятельно, то можно и самим изобрести свою систему:

— проходить онлайн-тесты на знание языка, математики и любого другого предмета. Например, тесты Skysmart, Puzzle English, English Dom;

— придумать шкалу прогресса. Например, если вы занимаетесь английским, то «Первая ступень — пообщаться с продавцом в магазине по‑английски», «Вторая ступень — рассказать о себе». Обязательно поощряйте ребенка за переход на новый уровень;

— визуализируйте. Например, составьте для себя табличку с основными навыками, записывайте успехи и трудности;

— ограничение использования соцсетей;

Соцсети ― это настоящая дофаминовая игла. Это поток новой информации и практически бесплатного одобрения — лайков, просмотров и комментариев. При просмотре какого-нибудь видео мозг получает этот «дешевый» дофамин. Зачем напрягаться и делать что-то осмысленное, если можно получить те же самые ощущения, промотав ленту? Даже взрослым сложно справиться с этим искушением, что уж говорить про детей. Ограничение соцсетей помогает перезапустить нашу систему вознаграждения и снова начать радоваться активному отдыху и успешному обучению.

Почему лето ― лучшее время чтобы заново полюбить ЗОЖ и учебу?

Некоторые родители думают, что летом ребенку нужно дать отдохнуть от требований, правил и всяких полезных инициатив. А вот с сентября можно и начать приучать их к здоровым привычкам. На самом деле лето подходит для этого куда лучше.

Летом дети практически избавлены от стресса, они спокойны и расслаблены. В учебные месяцы дети перегружены — школа, репетиторы, кружки и секции, контрольные и домашки. А летом этого ничего нет. И у вас есть возможность придумать множество активностей, попробовать разные методы приучения к правильному питанию и физическим упражнениям ― челленджи про полезные завтраки, семейные велозабеги, походы, выходные в детских центрах с батутами и скалодромами. За летние месяцы можно без принуждения, через удовольствие, закрепить полезные привычки в учебе и здоровом образе жизни, которые с сентября начнут работать на успеваемость и способности к обучению.