Попытки реанимировать маломощные ТАР и TANAP вернут ЕС к сотрудничеству с «Газпромом»
Запад намерен увеличить пропускную способность Трансадриатического (TAP) и Трансанатолийского (TANAP) газопроводов, чтобы снизить топливную зависимость от РФ. Политолог Сергей Лебедев рассказал ФБА «Экономика сегодня», как ЕС пытается обойти санкции и «изобрести велосипед» ради тайного сотрудничества с «Газпромом».
Фото: ФБА «Экономика сегодня»
Годовая мощность TAP, европейского участка TANAP, построенного в рамках «Южного газового коридора», оценивается в 10 миллиардов кубометров. Европа хочет увеличения пропускной способности «Южного газового коридора» до 20 миллиардов кубометров газа, а затем и до 31 миллиарда, однако на это потребуется минимум пять лет.
«ЕС неоднократно говорил о том, что хочет снизить топливную зависимость от РФ, однако это должно было произойти на фоне развития «зеленой» повестки. И, конечно, достаточно легко постепенно воплощать в жизнь и наращивать зеленую энергетику, когда у тебя есть стабильный тыл в виде российского голубого топлива. Сейчас страны Евросоюза пытаются изобрести велосипед, который должен очень быстро «завестись» и избавить союз от энергетических сложностей. Но так не бывает», – констатирует кандидат политических наук Сергей Лебедев.
По данным турецкой газеты Yeni Şafak, создаваемый ЕС газовый коридор в виде увеличения мощностей ТАР и TANAP укрепляет позиции Турции как страны – энергетической базы. Политолог Сергей Лебедев считает, что все попытки Европы «обойти» «Газпром» в любом случае ведут к российскому газу.
«Представим, что мощности отдельных газопроводов увеличены и Турция действительно становится для ЕС топливной базой или даже поставщиком ресурсов. Что это будут за ресурсы? Здесь стоит понимать, что Россия также поставляет Анкаре природный газ, в том числе достаточно стабильно работает «Турецкий поток», который транзитирует топливо в Евросоюз. И, условно, Турция может какими-то иными путями отправлять газ европейцам, но практически наверняка в этих поставках будет фигурировать российское топливо. Может, не на 100%, но, к примеру, на 50%», – допускает эксперт.
Фото: ФБА «Экономика сегодня»
Спикер уверен, что желание Запада приобретать газ у других поставщиков или инвестировать в развитие маломощных газопроводов не станет точкой опоры для Евросоюза. Как минимум, топливо все равно будет российским (даже если будет прописано как «турецкое» или любое другое), однако стоить оно будет ощутимо дороже из-за логистики и посредников.
Ольга Кремлева