Россия и ЕС: переход к экономикам военного времени
Европейские лидеры призвали к более напористой реакции на глобальную экономическую нестабильность, аналогичную действиям, предпринятым против России.
Глава Центрального банка России Эльвира Набиуллина разработала денежно-кредитную стратегию России перед лицом западных санкций. Объявив в марте о победе над «экономическим блицкригом» западных санкций, президент России Владимир Путин должен бороться с продолжающейся финансовой поддержкой Запада Украины. Кроме того, Кремль вынужден финансировать восстановление и интеграцию контролируемых им украинских территорий.
В условиях роста расходов Путин все больше настаивает на необходимости укрепления непосредственных и долгосрочных позиций российской экономики. В апреле глава Центрального банка России Эльвира Набиуллина заявила, что во втором и третьем кварталах этого года в российской экономике произойдут «структурные преобразования», направленные на компенсацию инфляции, проблем с цепочками поставок и сокращение импорта. Чтобы смягчить внутренние опасения, связанные с войной, Кремль в мае увеличил минимальную заработную плату и пенсионные выплаты на 10%. Эта инициатива также помогла заглушить любую внутреннюю оппозицию до 30 июня, когда в нижнюю палату российского парламента, Думу, были внесены два законопроекта, дающие правительству больший контроль над внутренней экономикой.
Первый законопроект позволит России принуждать отечественные компании принимать государственные контракты и поставлять вооруженным силам товары и услуги, необходимые для так называемой «специальной военной операции». Чтобы заверить бизнес-сообщество в том, что этот законопроект не окажет на них негативного влияния, вице-премьер Юрий Борисов заявил, что предложенный закон «не будет предусматривать обязательное преобразование гражданских малых и средних предприятий для нужд вооруженных сил». Вместо этого законопроект будет в первую очередь нацелен на компании оборонного сектора, которые уже сотрудничают с правительством.
Второй законопроект, который внесет изменения в федеральный закон о труде, позволит правительству преодолевать потенциальную нехватку рабочей силы, заставляя сотрудников работать сверхурочно, в ночное время, а также в выходные и праздничные дни. Даже после подписания соглашений правительство сможет изменить условия любого контракта. Кремль указал, что без этих «специальных экономических мер» военная кампания России на Украине рискует остановиться. Законопроекты, принятые Думой 5 июля, теперь ожидают дальнейшего рассмотрения, прежде чем они смогут быть подписаны Путиным и стать законом. Эти меры являются частью продолжающихся попыток России стабилизировать экономику в условиях растущей глобальной экономической нестабильности.
Несмотря на усилия Запада изолировать крупные валютные резервы России, Кремль также все еще может получить доступ примерно к половине из 600 миллиардов долларов, которые он накопил для своей защиты с 2014 года, после аннексии Крыма. Россия пыталась создать конкурирующие платежные системы и торговые сети вместе с Китаем, продвигала «новую резервную валюту» для международной торговли, чтобы подорвать господство доллара США, и поддерживала другие аналогичные меры для защиты своей экономики.
Однако до сих пор спасительным для Кремля было резкое повышение цен на энергоносители. Даже по сравнению с 2021 годом, когда российское правительство получило относительно высокие налоговые поступления, сборы в апреле 2022 года выросли более чем на 30% по сравнению с апрелем 2021 года, несмотря на значительное сокращение спроса на российскую энергию в Европе.
Уязвимость Европы. Европейские лидеры призвали к более напористой реакции на глобальную экономическую нестабильность, аналогичную решительным действиям, предпринятым против России. 13 июня президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что Европе нужна «экономика военного времени», чтобы справиться с экономическими последствиями конфликта и укрепить свою стратегическую автономию. 6 июля правительство Франции объявило о национализации своей атомной компании Électricité de France (EDF). 22 июля правительство Германии предоставило многомиллиардную финансовую помощь крупнейшей газоимпортной компании Uniper, которая стала первой энергетической компанией в стране.
Однако эти маневры являются лишь отражением более широкой экономической уязвимости Европы из-за энергетики. После США и Китая 27 государств Европейского Союза образуют третий по величине энергетический рынок в мире. Большая часть их энергоснабжения поступает из стран, не входящих в ЕС, особенно из России. И хотя экономическая мощь Запада намного превосходит российскую, одними деньгами проблему истощения энергоресурсов, вызванного санкциями и инициативами Кремля по сокращению экспорта энергоресурсов, решить нельзя.
В Германии «полное и постоянное прекращение оставшихся поставок российского природного газа в Европу» может привести к снижению ВВП на 4,8% в период с 2022 по 2024 год по сравнению с валовым внутренним продуктом 2021 года, говорится в рабочем документе Международной валютной палаты. Фонд. 23 июня правительство Германии уже перешло с уровня 1 («раннее предупреждение») своего трехуровневого плана аварийного газа на уровень 2 («тревога»). Уровень 3 («чрезвычайный») позволит правительству ввести нормирование и установить контроль над распределением природного газа по всей стране.
Австрия, Дания, Швеция, Нидерланды и другие страны также недавно ввели чрезвычайные меры по газу. ЕС стремился ввести коллективные меры по энергосбережению, чтобы облегчить боль между государствами-членами и повысить институциональную солидарность. На заседании Еврокомиссии 19 июля ЕС попытался ввести право вводить обязательное нормирование газа между государствами-членами. Но такие предложения столкнулись с серьезным сопротивлением как со стороны более пророссийских элементов в европейской политике, так и со стороны более широкого политического класса.
13 июля, например, Венгрия объявила о чрезвычайном плане в области энергетики, который включал ограничение потока газа и других источников энергии в другие страны на европейском энергетическом рынке. Это решение вызвало критику со стороны еврокомиссара по энергетике Кадри Симсон. 21 июля Испания и Португалия объявили, что не поддержат инициативу ЕС по сокращению потребления природного газа блоком на 15%. Предложение немецкого парламентария в июле о том, что страны Восточной Европы могут делиться газом с Германией, также вызвало сопротивление со стороны нескольких польских политиков, которые ранее критиковали увеличение закупок Германией российского природного газа с момента аннексии Крыма в 2014 году до 2022 года.
Поскольку энергетические проблемы подталкивают европейские страны к проведению политики самосохранения, а не солидарности, ЕС предложил амбициозные инициативы по снижению цен. Наряду с США, в начале июля ЕС заявил о необходимости ограничения цен на российскую нефть. Однако среди прочего это потребует сотрудничества с крупными покупателями, такими как Китай и Индия, которые уже получают российскую нефть по цене ниже рыночной, а также координации с Организацией стран-экспортеров нефти, у которой мало причин делать шаги по снижению цен на нефть.
Проблемы цепочки поставок. Предыдущие международные попытки повлиять на потоки и цены на нефть от основных экспортеров, такие как программа «Нефть в обмен на продовольствие» в Ираке в 1990-х годах и режим исключения из санкций 2011 года в Ливии, привели к значительной эксплуатации недр этих стран и серьезно подорвали эти схемы. Попытки ограничить цены на российскую нефть также, вероятно, приведут к тому, что Кремль будет использовать свои запасы природного газа для обострения глобального энергетического кризиса путем дальнейшего ограничения поставок газа.
Подобно проблемам, с которыми сталкивается военно-промышленный комплекс России, проблемы цепочки поставок и производства стали очевидны для западных военных, стремящихся помочь Украине в военных действиях. К маю, например, запасы различных ракет США были исчерпаны, а Нидерланды объявили, что больше не могут отправлять гаубицы на Украину. Кроме того, системная коррупция на Украине остается главной проблемой западных правительств, оказывающих стране финансовую помощь. Риск того, что миллиарды долларов будут потрачены впустую, только усилит «усталость от Украины», которая угрожает подорвать поддержку Киева Западом.
Привыкнув к санкциям и экономической нестабильности с 2014 года, Кремль считает, что порог экономической боли России превышает порог Запада. По мере приближения зимы и роста спроса на энергию ЕС рискует возникновением крупных разногласий между государствами-членами из-за проблем с поставками. Такое обращение с гражданами Европы может помочь России добиться дипломатического прорыва в конфликте и обнажить ограниченность ЕС в его попытках превзойти национальные интересы государств-членов.
ДЖОН П РУЭЛ, эта статья была подготовлена Globetrotter, которая предоставила ее Asia Times.