Газпром отклонил заявку: Прибалты остались без газа
Вышла такая вот неожиданная новость: «Газпром» прекратил поставки газа в Латвию по июльской заявке, в связи с нарушением условий отбора газа. Какое нарушение? Откуда поставки, если прибалты ещё весной отказались от нашего газа и его оплаты в рублях? Какие последствия для Прибалтики от этой новости? Попробую объяснить.
Безумный отказ от российского газа
Прибалтика — один из самых зависимых от российского газа регионов. Латвия — зависимость 93%. Эстония — 79%, Литва — 41%.
Зависимость других стран от российского газа
Имея такую зависимость, было очень самонадеянно отказываться от российского газа. Но прибалты отказались платить в рублях и наш газ перестал поступать к ним с 1 апреля. В день дураков, что символично.
У них до осени было почти полгода, чтобы одуматься и поумнеть. Как это довольно быстро сделали ряд других европейских газовых компаний, согласившихся на предложенную «Газпромом» схему оплаты. Которая исключала возможность вновь заблокировать наши деньги за газ.
Но вместо того, чтобы поступить как более разумные европейцы — немцы или австрийцы, они поступили как упоротые русофобы — просто отказались платить и будь что будет. И вот «что будет» наступило.
Прибалтика отстаёт от ЕС по заполнению ПХГ
Не сказать, что прибалты действовали исключительно в припадке русофобии. Конечно, их политики что-то там прикинули на пальцах. Что в Литве есть терминал по приёму СПГ, что есть интерконнектор из Польши.
Думали, что закачают газ к зиме из этих альтернативных источников. Но не учли в своих подсчётах проблемы с турбинами на «Северном потоке». В результате этих проблем Польша отказалась делиться газом с другими странами, а спрос на СПГ ещё больше вырос, как и цены на газ.
Прибалтика беднее других европейских стран. Поэтому она сильно отстала в темпах заполнения газовых хранилищ на зиму. У прибалтов сейчас этот показатель находится на уровне 52%, а через месяц осень.
В остальном Евросоюзе этот показатель составляет 68%. Из-за работы Северного потока-1 лишь на 20% своей мощности, они тоже могут не успеть заполнить хранилища, но вот у прибалтов совсем плохо дело.
Хитрый прибалтийский жест отчаяния
Чтобы как-то выкрутиться из этой опасной ситуации, прибалты всё же решили снова покупать российский газ. Хотя гордо обещали не покупать.
Но из своей гордости и русофобии так и не согласились на оплату по нашей схеме. Вместо этого они решили купить российский газ через посредника. Это было неделю назад. И дела у прибалтов пошли веселее.
По данным Gas Infrastructure Europe (GIE), до 21 июля закачка газа в ПХГ велась медленно, темпы заполнения росли на 0,13-0,36% в сутки, но после возобновления поставок темпы выросли до 0,48-0,51%/сутки.
Затем чёрт дёрнул главу «Latvijas gāze» похвастаться этим по телевизору. Что компания снова покупает российский газ, а оплата осуществляется в евро. Реакция «Газпрома» не заставила себя долго ждать. Компания отклонила июльскую заявку. Т.к. эта схема нарушает условия поставок.
Прибалты останутся без газа к зиме
Очевидно, что такими черепашьими темпами, по 0,13-0,36 процента в сутки, страны Прибалтики не успеют выполнить план ЕС по заполнению ПХГ к октябрю на 80%. К тому же, хранилище у них одно на всех.
«Инукалнское ПХГ» — единственное хранилище в Прибалтике. Оно вмещает 2 млрд. кубов газа. Сейчас там находится 1 млрд. А общая потребность Литвы, Латвии и Эстонии в газе — 4 млрд. кубов в год.
Поляки отказались делиться газом в этом году с другими странами. Сами думают, как выжить. Соседняя с прибалтами Финляндия тоже отказалась платить в рублях, а СПГ из-за истории с турбинами остальной Европе самой не хватит — она будет выкупать всё, что только возможно. Как будут зимовать прибалты в этой ситуации — совершенно непонятно.
В остальной Европе, если в итоге не хватит поставок СПГ, просто остановят заводы и перезимуют. Газ там на две трети шёл на работу предприятий. А у прибалтов заводы остановились уже давно — в процессе евроинтеграции. Для прибалтов газ это именно вопрос отопления.
Прибалтийские власти загнали себя в порыве русофобии в такую серьёзную ситуацию, что впервые за всю эту «газовую историю» хочется не позлорадствовать, хотя они это заслужили, а задуматься — не случится ли там в этом году что-то очень серьёзное из-за их рокового просчёта.