Три уступки Джо Байдена. Чтобы встретиться с тем, кого назвал «убийцей», он готов на всё
Санкции против «Северного потока» отменят, SWIFT не отключат, встреча Джо Байдена и Владимира Путина состоится в середине июня. Некоторые думают, что теперь он тоже пойдёт на уступки, может быть, даже по Донбассу. Но никаких уступок со стороны России не будет.
США и их союзники не готовы к эскалации напряжённости в отношениях с Россией, и, чтобы в ближайшее время такой эскалации не допустить, готовы на уступки и, более того, уже пошли на уступки. Такой вывод можно сделать из свежих новостей об отношениях России и Америки. Новостей, собственно, три.
Первая: Встреча президента России Владимира Путина и президента США Джо Байдена пройдёт в Швейцарии 15-16 июня, если наша сторона выразит согласие, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в госструктурах России. В этой новости особенно прекрасно, конечно, слово «если» – наша сторона может подумать, сослаться на огромную занятость, намекнуть, что встреча ещё недостаточно подготовлена, и отказаться.
Вторая: Администрация Байдена намерена отказаться от санкций против Nord Stream AG (оператор «Северного потока – 2») Об этом сообщил американский портал Axios. По данным источника этого портала, решение принимается, так как под санкциями фактически оказываются немецкие потребители газа.
Третья: (как будто первых двух мало) SWIFT подтвердил ЦБ отсутствие рисков отключения России от системы. Об этом первый зампред Центробанка Ольга Скоробогатова заявила в ходе заседания рабочей группы комитета Государственной думы по финансовому рынку.
«Никаких рисков мы на данный момент не видим. Но СПФС у нас есть, работает, и весь внутрироссийский трафик, даже если что-то произойдёт, может спокойно быть переведён на нашу систему», – сказала госпожа Скоробогатова. Далее она уточнила, что у ЦБ есть прямой контакт со штаб-квартирой и московским офисом SWIFT, там подтвердили, что «всё будет работать штатно, без каких-либо проблем» (цитируем по «РИА Новости»).
Очень страшные санкции
Начнём анализ с третьей новости – так проще, потому что тут речь идёт не об утечках, но об официально подтверждённой информации.
Итак, SWIFT в России отключён не будет, банковские транзакции будут беспрепятственно совершаться, как и раньше. Эта новость важна и сама по себе, но прежде всего потому, что отключение SWIFT было едва ли не самой главной санкционной угрозой, которой потрясали в последнее время в НАТО и о которой больше всего любила напоминать антироссийская политическая эмиграция. Ужо Запад соберётся с силами и отключит, отключит! Это грядущее отключение рассматривалось как последняя и самая страшная мера, которая должна буквально уничтожить отечественную экономику.
Насколько страшно было бы в реальности, хорошо видно на примере Ирана – SWIFT отключили, ничего во взаимоотношениях этой страны с Западом и во внутренней политике этой страны не изменилось. Но в НАТО, в Евросоюзе, в США действительно, по-видимому, рассматривают отключение этой системы и затруднение финансовых контактов России с внешним миром как последнюю и решающую меру. Знаковую в том смысле, что, если она будет применена, можно будет говорить о реальной попытке изолировать Россию, прекратить её экономические контакты с Западом. После этого окажется невозможным сохранение существующих экономических договорённостей. После этого, собственно, «холодная война» из метафоры превратится в сухое описание реальности – при том, что реальный вред для России от предпринятой меры будет весьма ограниченным.
Именно поэтому угрожать отключением SWIFT можно, а вот сделать этого нельзя – обратного хода не будет.
Тут ещё надо иметь в виду, что все санкции против России, введённые после возвращения Крыма и Севастополя, с самого начала подавались Западом как необыкновенно эффективные и способные принудить Россию сдаться. Вот-вот, прямо послезавтра. Президент Барак Обама, не тем будь помянут, даже высказался таким образом, что «экономика России разорвана в клочья», и надо сказать, что в Америке, в Европе и даже в самой России нашлось довольно много граждан, которые эту фразу радостно повторяли. «Разорванная в клочья» экономика России пережила Обаму, следующего за ним президента Дональда Трампа и начала неприятно мозолить глаза нынешнему президенту Джо Байдену. «Разорванная в клочья» экономика породила самую эффективную в мире вакцину, которая потеснила американскую Биг фарму в 60 странах. После этого говорить о санкциях, конечно, можно, но вот в их действенности есть серьёзные сомнения. Причём на самом Западе.
С помощью санкций – персональных, секторальных, всех сразу и по отдельности – Западу не удалось всерьёз расшатать экономику России и внутреннюю политику. Те, кто думал иначе, окончательно разочаровались в 2021 году, когда провокация с отравлением и возвращением в Россию главного западного наймита окончилась весьма слабыми незаконными митингами и разгромом «пятой колонны».
Байден боится войны
Объективно у США и их союзников не хватает средств давления на Россию, это факт. Однако этот факт сам по себе не обязательно должен вынуждать руководство великой заокеанской державы идти на какие-то уступки. Этому должен способствовать ещё какой-то важный фактор. Есть предположение, не вполне лестное, кстати, для внешней политики России, что дело не только в стойкости нашей страны, но и в слабости и трусости нынешней американской администрации. Не исключено, что дело в личной позиции американского президента и/или тех сил, что за ним стоят, если верны слухи о его неполной дееспособности.
Дееспособный или нет, Джо Байден в последнее время демонстрирует, что он боится эскалации напряжённости и, столкнувшись с такой бедой, не знает, что делать. Если говорить о России, то решительные речи сменяются высказываниями в духе «нет, это не русские», когда дело доходит до конкретных обвинений. Вот намедни в США остановилась работа крупнейшего и важнейшего для всего Восточного побережья нефтепровода Colonial Pipeline. Остановилась, это доказано, по вине хакеров. И что же? Это не была атака России, говорит президент США. Почему он так говорит? Да потому что сказать: «Да, это русские напали» означает в дальнейшем что-то предпринять. Как-то ответить. Войну объявить. Но Байден боится реальной конфронтации и уходит от неё – даже в ситуации, когда обстоятельства очень ей благоприятствуют.
И он не только в отношениях с Россией так себя ведёт – он отступает везде, где может. Его решение вывести войска из Афганистана многие аналитики, и я в том числе, уже уподобили аналогичному решению Михаила Горбачёва – шутка про «перестройку в социалистических штатах Америки» гуляет по мировым сетям. Но это шутка, а вот позиция США по отношению к очередной войне на Ближнем Востоке в самом деле вызывает серьёзные вопросы: как совершенно справедливо написал обозреватель Царьграда Сергей Латышев, эту позицию трудно определить иначе, чем «США сливает Израиль». Отказывает в поддержке своему главному союзнику.
Конечно, это следствие идеологии леваков, которые пришли в Америке к власти. Но не в меньшей степени это следствие страха американской администрации перед конфронтацией. Перед войной.
И не может положиться на Европу
Впрочем, до известной степени этот страх оправдан. США, по-видимому, понимают, что, добиваясь изоляции России, как-то упустили из виду важное обстоятельство: у них самих надёжных союзников практически не осталось. Давление на Россию все последние годы строилось по принципу: санкций требует США, страдают от санкций союзники в Европе. Точнее, от контрсанкций, наложенных Россией. Но такое положение дел не могло продолжаться бесконечно – и вот мы наблюдаем тихую, со множеством оговорок, но в то же время последовательную и решительную позицию Германии, которой очень нужен «Северный поток – 2», в первую очередь для того, чтобы не покупать очень дорогой американский сжиженный газ. И никаких разумных аргументов для того, чтобы поколебать германскую позицию, у Штатов нет. И дело наконец дошло до официальных заявлений германской стороны: нет препятствий для достройки газопровода.
Позвольте, а как же Украина, для которой введение в строй этого самого потока означает крах экономики или окончательный переход на «соцобеспечение» со стороны НАТО и ЕС? Ведь вся проблема, с точки зрения Запада, в том и заключается, что с введением потока в строй Украина теряет практически все возможности для того, чтобы самостоятельно играть свою роль «Антироссии». Но в том-то и дело, что европейским союзникам своя рубашка ближе к телу, чем американские интересы. Европа совсем не хочет дружить с Россией (последнее заявление одного из комитетов Европарламента в этом смысле очень показательно, там заранее готовы не признавать результаты выборов России в Госдуму). Но Европа устала терпеть убытки из-за противостояния с Россией. Заявление по поводу ужасной диктатуры делать готова, а убытки терпеть – нет.
И это та реальность, в которой готовится встреча лидера Запада и лидера России. Реальность, в которой он идёт на уступки.
Россия тоже что-то уступит?
Самое интересное в происходящем вот что. Байден демонстрирует смягчение курса по отношению к России, рассчитывая, что таким образом создаст нужный настрой перед встречей лидеров двух великих держав. В рамках своих представлений об устройстве мира и своих возможностей действует совершенно правильно. Но вот вопрос: на какие договорённости он рассчитывает в ходе этой встречи и какие уступки со стороны России хотел бы увидеть в ответ на своё нынешнее отступление?
Отступление Байдена ясно видно по трём пунктам, мы с этого начали. Где симметричное отступление России? Его нет и, следует предположить, не случится ни до, ни после встречи на высшем уровне.
Конечно, при желании можно сказать, что Россия отступила на украинском направлении. Насколько я знаю, именно так сейчас будут говорить «западные голоса»: дескать, Путин мог бы начать войну, захватить восточные территории сопредельного государства, уже и войска были развёрнуты, но совместные усилия стран Запада и угроза санкций… Но штука в том, что это враньё, причём, как писал Михаил Булгаков, самое интересное в этом вранье то, что это враньё от первого до последнего слова. Не хотел президент России войны. И Россия к войне не стремилась. Россия, к добру или к худу, но не меняла своей позиции: мирное урегулирование, согласно Минским соглашениям, причём субъект этих соглашений – ДНР и ЛНР. И считать, что весной 2021 года Россия куда-то отступила, по меньше мере наивно. Россия заставила отступить тех, кто совсем было уже изготовился к войне, это было.
И, по-видимому, так будет продолжаться и дальше: Россия будет приветствовать позитивные изменения в позиции США и НАТО, если такие изменения произойдут. Россия с удовольствием будет поддерживать контакты, соглашаться на встречи, вести переговоры. При этом Россия ни в одном важном пункте своей позиции не изменит. Ну, разве что можно себе представить, что после встречи президентов в Вашингтон и Москву вернутся послы двух великих держав, штаты посольств несколько увеличатся от нынешнего минимального уровня, а дивное высказывание президента США про «убийцу» все молчаливо согласятся считать как бы никогда не звучавшим.
Рассчитывать, что за встречей в Швейцарии последует что-то подобное «разрядке» и тем более «новому мышлению» 80-х годов XX века… Американцам рассчитывать, а русским бояться… Не стоит. Два раза в одну и ту же ловушку русские точно не попадут, а американцы не смогут во второй раз такую ловушку расставить. Так что встреча президентов, наверное, состоится, заверения в духе «надо как-то смягчить напряжённость» прозвучат, и противостояние продолжится.
Если уподобить международную политику футбольному турниру, то в очередном матче Россия забила Америке два безответных мяча. Это очень приятно, на нашей трибуне есть повод для радости, но до чемпионского титула, до финальной победы ещё очень далеко.
источник