США изучают сценарии потенциальной войны с Китаем за Тайвань
Группа американских экспертов решила смоделировать гипотетическую войну между Китаем и США за Тайвань, сообщает Bloomberg. По их мнению, в ходе конфликта американцы и японцы понесут невосполнимый урон. Инфраструктура Тайваня критически пострадает. Аналитический центр и бывшие чиновники Пентагона рисуют довольно мрачную картину.
Неофициальная игра «а что, если» проводится на пятом этаже офисного здания недалеко от Белого дома и предполагает военный ответ США на китайское вторжение в 2026 году. Несмотря на то, что ситуация моделируется с позиции американской стороны, выяснилось, что в случае победы США с Тайванем понесут огромные потери.
«Результаты показывают, что хоть и не во всех, но в большинстве сценариев Тайвань может отразить вторжение, — заявил Марк Кансиан (Mark Cancian), старший советник Центра стратегических и международных исследований (CSIS), на базе которого и было решено рассмотреть варианты. — Однако это приведет к серьезным издержкам с точки зрения как тайваньской инфраструктуры и экономики, так и американских сил в Тихом океане».
Отставные генералы и офицеры ВМС США, бывшие чиновники Пентагона и аналитики CSIS будут корпеть над расчетами вплоть до сентября. Они рассматривают различные сценарии, перемещая синие и красные кубики и маленькие деревянные квадраты по картам Западной части Тихого океана и Тайваня. Результаты работы планируется обнародовать в декабре.
В большинстве сценариев по умолчанию принимается факт вторжения Китая на Тайвань для принуждения самоуправляемого острова к объединению, а США решают вмешаться и направляют к острову военных. Также в качестве данности рассматривается согласие Японии на использование расположенных на ее территории американских баз, хотя сама она при этом от непосредственного вмешательства воздерживается, оставляя за собой такое право лишь на случай нападения на собственную землю. Ядерное оружие в сценариях не используется — во внимание принимают только то, которые страны уже демонстрировали или планируют принять на вооружение к 2026 году.
Недавние пробные пуски ракет Китаем в ответ на визит спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань подтвердили уже включенные в сценарии возможности Пекина.
«На данный момент в 18 из 22 раундов игры китайские ракеты потопили значительную часть надводного флота США и Японии и уничтожили сотни самолетов на земле, — поведал Кансиан, который служил аналитиком в Белом доме и является полковником морской пехоты США в отставке. — Однако в ходе воздушных и морских контратак союзники нанесут удар по незащищенному китайскому десантному и надводному флоту, потопив около 150 китайских кораблей».
«Причина высоких потерь США в том, что они не могут провести рационально организованную кампанию по уничтожению китайской обороны, прежде чем подойти вплотную. Соединенные Штаты должны направить силы для атаки китайского флота, особенно десантных кораблей, прежде чем установить превосходство в воздухе или на море, — сказал он. — Чтобы получить представление о масштабах потерь, в последнем разыгранном сценарии Соединенные Штаты за четыре недели потеряли более 900 истребителей. Это примерно половина арсенала ВМС и ВВС».
Китайские ракетные войска обладают разрушительной мощью, и поэтому особую роль в конфликте должны сыграть американские подводные лодки и бомбардировщики с ракетами большой дальности. «Для тайванцев важнее всего задействовать противокорабельные ракеты, и в меньшей степени — боевые корабли и самолеты. Кораблям придется нелегко, пока у китайцев есть ракеты дальнего радиуса действия», — сказал Кансиан.
Участники военной игры до сих пор не подсчитали ни количество жертв, ни масштабные экономические последствия конфликта между США и Китаем, двумя крупнейшими экономиками мира.
Оборонный потенциал Тайваня является особенно важной частью расчетов, потому что его силы будут заняты сдерживанием высаживающихся с юга китайских войск — так задумано в сценарии.
«Успех или провал наземной войны полностью зависит от тайваньских сил, — сказал Кансиан. — До сих пор во всех итерациях китайцам удается создать береговой плацдарм, но расширить его в большинстве случаев не удается. Истощение десантных соединений ограничит те силы, которые они могут развернуть и поддерживать. В нескольких случаях китайцам удавалось удержать под контролем часть острова, но не весь целиком».
Противокорабельные ракеты американского производства «Гарпун» и оружие собственного производства сыграют значимую роль в оперативном уничтожении китайских десантных сил, хотя военно-морской флот и половина ВВС Тайваня будут скорее всего уничтожены в первые же дни конфликта.
«Тайвань — большой остров, и армия у него не маленькая, — сказал Эрик Хегинботэм, главный научный сотрудник Центра международных исследований Массачусетского технологического института в Кембридже, штат Массачусетс. — Но с качественной точки зрения армия Тайваня совсем не такая, какой должна быть, и мы учли это при моделировании. Комплектование личного состава армии исключительно служащими по найму провалилось, и призывники служат всего четыре месяца, хоть и остаются важным элементом».
Более других сделанных в Вашингтоне выводов обескураживает то, что среди моделировавшихся до сих пор высокозатратных операций не было ни одной нестандартной.
«Мы пока не рассматривали наиболее пессимистичные сценарии, при которых Китай может завоевать весь остров», — сказал Кансиан. По его словам, в четырех оставшихся раундах аналитики рассмотрят и ряд альтернативных сценариев, среди которых задержка в пути американских войск, строгий нейтралитет Японии и получение Китаем множества преимуществ.
Дэвид Очманек, старший научный сотрудник корпорации «Рэнд» по вопросам обороны и бывший заместитель помощника министра обороны США, заявил, что симуляции Центра стратегических и международных исследований, в которых он тоже принимал участие, были хорошо организованы и адекватно составлены. Прежде Очманека задействовали не в одном десятке китайско-американских военных игр, как секретных, так и нет, и в этот раз выводы были, по его словам, почти идентичны делавшимся ранее.
Ключ к «любой хорошей игре заключается в знающих игроках, которые могут добросовестно и творчески подойти к имитации действий вооруженных сил своей страны, а также в судьях — по сути, арбитрах, — способных достоверно оценивать результаты боестолкновений и сражений», — сказал Очманек.
Правительства и сторонние организации по всему миру играют в военные игры. Но в инструкциях для участников проекта CSIS говорится, что, хотя Пентагон провел уже немало подобных военных игр, все они засекречены. В результате доступной для всеобщего ознакомления информации существует крайне мало. Нынешний проект призван восполнить этот пробел и побудить общественность к обсуждению организационной структуры и общего курса вооруженных сил США.