Основные тенденции в экономике – август 2022
Материал рубрики "Мнение профессионалов"
· Наступил август, середина третьего квартала текущего года, который по условиям функционирования экономики практически не имеет аналогов в обозримом прошлом. Трудности возникали и в результате пандемии. Однако их масштаб и, главное, причины не идут в сравнение с результатами развязанной против России экономической войны. Отсюда существенное различие тенденций в экономике.
_
· В текущем же году сокращение производства товаров и услуг во многих отраслях нефинансового сектора происходит в результате масштабных санкций «коллективного Запада». Оно особенно заметно, если сравнивать ситуацию с сопоставимым периодом прошлого года.
· Применение «адских» санкций заставило внести принципиальные изменения в государственное регулирование экономики. Последние решения в части принятия комплекса мер по обеспечению ускорения развития промышленности с приоритетом высокотехнологическим отраслям, включая космическую отрасль, наглядный тому пример. Важно не только его усиление, но и то, что при необходимости преодоления неотложных текущих проблем значительная часть принимаемых решений ориентирована на достижение целей стратегического развития.
· В сфере денежно-кредитной политики также принимаются решения, которые должны поддержать процесс стабилизации ситуации в экономике. С 20% в марте до 8% в июле снижена ключевая ставка. По мнению ЦБ, это может активизировать кредитную активность, которая «несколько оживилась, хотя по-прежнему остается сдержанной». Безусловно, 8% лучше, чем 20%. Однако сопоставление этих показателей с уровнем рентабельности в базовых видах экономической деятельности раскрывает причины «сдержанности» в отношении спроса юридических лиц на кредиты.
· За I квартал рентабельность активов в добыче полезных ископаемых составила 6,2%, в том числе в добыче угля — 13,3%, нефти и природного газа — 6,1%; в обрабатывающих производствах — 2,6%, в том числе в металлургии — 4,0%; в строительстве — 0,4%; в оптовой торговле — 3,1%; в сфере транспортировки и хранения — 0,1%, в том числе в деятельности трубопроводного транспорта — 1,5%; в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве — 2,5%.
· На этом фоне в апреле, когда ключевая ставка была 17%, средние ставки по кредитам в рублях нефинансовым организациям, на срок от 31 до 90 дней составляли 19,54%, а на срок от 91 до 180 дней – 18,38%. По кредитам свыше года – 12,9%, в том числе свыше 3 лет – 14,08%. Неудивительно, что «сдержанность» проявляется в ежемесячном сокращении корпоративных кредитов, начиная с марта.
· В добыче полезных ископаемых стабильный рост пока не достигнут, хотя динамика существенно улучшилась. В июне сокращение двух предыдущих месяцев прекратилось, и рост составил 102,3%, а в целом за первое полугоде — 104,2% относительно соответствующих периодов прошлого года. В июне добыча угля, а также нефти и природного газа увеличилась незначительно, но в дальнейшем рост, по оценке, продолжится. При этом, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по добыче полезных ископаемых (в действующих ценах), что формирует выручку, составил 109,5%, в том числе в добыче угля — 155,8%, нефти и газа – 113,5%.
· В отличие от добывающей промышленности выпуск продукции обрабатывающими отраслями продолжает сокращаться по сравнению с соответствующими периодами прошлого года. Вместе с тем, именно эта динамика определяет ситуацию в промышленности в целом. В июне выпуск продукции основными видами обрабатывающих производств сократился на 4,5% по сравнению с июнем прошлого года. При этом доля обрабатывающих производств, где наблюдается рост выпуска продукции, от общего их числа по номенклатуре, публикуемой статистикой, сократилась в июне до 36% против 96% в январе.
· Однако к августу ситуация может улучшиться. Сокращение, по оценке, замедлится и увеличится число производств, где восстановится рост. В июне уже по сравнению с маем выпуск продукции в обрабатывающей промышленности вырос на 4,9%, в том числе в производстве электрического оборудования – на 28%, производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов – на 29,1%, где относительно июня прошлого года производство сократилось наиболее сильно.
· Производство по высокотехнологичным обрабатывающим видам экономической деятельности увеличилось в июне на 5,3%, а в августе прирост, по оценке, может возрасти до 8%.
· Производство сельскохозяйственной продукции в текущем году растет стабильно и более высокими темпами, чем в прошлом году.
· В строительстве темпы работ в мае и июне замедлились, в том числе замедлился рост ввода в действие жилых домов.
· В оптовой торговле и на транспорте, которые наиболее оказались подвержены негативному воздействию санкций, ситуация не улучшается. Сокращение оборота оптовой торговли и грузооборота транспорта продолжает увеличиваться.
· В секторе домашних хозяйств, несмотря на поддержку отдельных групп населения, замедление роста потребительских цен и даже их сокращение в июне относительно мая, каких-либо существенных позитивных изменений не происходит. Продолжается сокращение розничного товарооборота, существенно замедлились темпы роста объемов платных услуг населению. В апреле началось снижение реальной среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций, что не наблюдалось с 2015 года. Реальный размер назначенных пенсий в июне впервые с февраля 2021 года увеличился, но крайне незначительно.
· В условиях сокращения уровня ключевой ставки многими банками заметно снижены ставки по депозитам населения. При уровне инфляции в 15% в годовом исчислении банками зачастую предлагаются ставки по депозитам в 6-8%. Своеобразная форма стимулирования привлечения средств физических лиц. В результате можно ожидать новой волны изъятия населением средств с депозитов в банках в целях покрытия текущих потребностей. Пока население сокращает средства на других счетах, помимо депозитов, в том числе тех, что связаны с ценными бумагами.
· Однако ЦБ принципиально иначе оценивает ситуацию. Согласно последнему заявлению главы ведомства, «в условиях возросшей неопределенности население стремится откладывать больше в качестве подушки безопасности». И более того: «сегодняшнее, по сути вынужденное, накопление сбережений — это сжатая пружина в экономике, которая при определенных обстоятельствах может дать резкий рост потребления. При ограничениях со стороны предложения товаров и услуг это способно быстро разогнать «спросовую» инфляцию». Интересная логика. Резкий рост потребления невозможен без снятия со счетов. А как же стремление сберегать? И как резко потреблять при «ограничениях со стороны предложения»? Закономерный вывод — и тратить плохо, и сберегать плохо. В очередной раз продемонстрировано, что аналитики ЦБ живут в иной реальности со всеми вытекающими из этого последствиями.
· В целом оценка тенденций в августе все же позволяет надеяться на дальнейшее замедление негативных процессов в экономике. Об этом свидетельствуют и существующие на данный момент прогнозы итогов года. Официальный прогноз Минэкономразвития (от середины мая) по снижению ВВП в 2022 году равнялся 7,8%, но уже заявлено, что оценка может быть пересмотрена в сторону меньшего снижения. ЦБ улучшил прогноз по спаду ВВП в 2022 году: ранее прогнозировался спад на 8-10%, а теперь ожидается 4-6%. МВФ улучшил прогноз по спаду российской экономики на 2022 год до 6% с 8,5%.
Тренд-Информ» Август 2022
Основные тенденции в развитии экономики*
(оперативный мониторинг текущего состояния и оценки возможного изменения)
______
*Пунктирной линией обозначена оценка возможной динамики развития ситуации. В предыдущих периодах приведены отчетные данные Росстата.