Тайвань под прицелом: Китай модернизирует свой ядерный полигон

Тайвань под прицелом: Китай модернизирует свой ядерный полигон

Новые спутниковые фотографии показывают, что Китай модернизирует свой ядерный полигон в Синьцзяне. Строительство на полигоне Лоп-Нур может сигнализировать о возобновлении китайских ядерных испытаний, поскольку напряженность вокруг Тайваня достигла новой точки кипения. Спутниковые фотографии, полученные Nikkei на прошлой неделе, показывают, что Китай быстро расширяет свои ядерные испытательные полигоны в западной части Синьцзяна, вызывая опасения по поводу возобновления гонки ядерных вооружений с США на фоне обострения напряженности вокруг Тайваня.

В сообщении Nikkei говорится, что спутник, зависший на высоте 450 километров, обнаружил масштабные строительные работы на полигоне Лоп-Нур, высохшем дне соленого озера в засушливом и беспокойном регионе Синьцзян, который граничит с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Афганистаном и Пакистаном. В сообщении говорится, что Китай, возможно, строит шестой туннель для подземных испытаний, о чем свидетельствуют сложенные поблизости разбитые камни и обширные покрытия, возведенные на близлежащем склоне горы. На спутниковых фотографиях также видны силовые кабели, возможные хранилища взрывчатых веществ и грунтовые дороги от командных пунктов. Неназванный эксперт из американской частной компании по геопространственному анализу AllSource Analysis сообщил Nikkei, что эти разработки позволяют Китаю проводить ядерные испытания в любое время. Линии электропередач и система дорог теперь соединяют западные военные ядерные испытательные полигоны Лоп-Нура с новыми возможными испытательными полигонами на востоке.

Nikkei предположил, что наличие шестого испытательного туннеля указывает на запланированное Китаем возобновление ядерных испытаний, последнее из которых было проведено в 1996 году. Нобумаса Акияма, профессор восточноазиатской безопасности в Университете Хитоцубаси, сказал Nikkei, что ускоренное строительство Китаем полигона Лоп-Нур означает, что он намерен сдерживать вмешательство США во время вторжения на Тайвань, угрожая применением ядерного оружия.

Nikkei также отмечает, что морской контроль будет главным военным вопросом при любом вторжении на Тайвань. Небольшого ядерного оружия с ограниченными ударными возможностями Китаю было бы достаточно, чтобы отразить атаки американских авианосцев. Эта стратегия отражает стратегию ядерной эскалации, используемой в качестве стратегического прикрытия для проведения обычных военных операций.

Эксперты говорят, что Китай, по-прежнему отставая от США в ядерном оружии, наращивает свои возможности по всем направлениям. Разработка может быть частью более масштабных усилий Китая по модернизации всего своего ядерного арсенала для тайваньского сценария. Asia Times ранее сообщала о других историях, касающихся ядерного арсенала Китая, в том числе о быстром строительстве ядерных шахт, разработке ядерных ракет железнодорожного базирования, подводных лодок с баллистическими ракетами и бомбардировщиков-невидимок с ядерными боеголовками.

Официальные лица Тайваня и США считают, что Китай может вторгнуться на Тайвань раньше, чем предполагалось, предлагая даты уже в 2025, 2027 и 2030 годах. «К 2025 году Китай доведет стоимость единицы своего арсенала до минимума. Сейчас у него есть потенциал, но он не станет начинать войну, учитывая множество других вещей», — сказал министр обороны Тайваня Чиу Го-чэн в статье 2021 года в The Guardian.

Генерал Марк Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов США, отметил в статье Военно-морского института США (USNI) 2021 года, что Китай хочет приобрести военный потенциал для вторжения и удержания Тайваня к 2027 году. Его оценка была частично основана на президенте Китая Си. Речь Цзиньпина, призывающая к ускорению военной модернизации Китая и способности захватить Тайвань. Более того, директор национальной разведки США Аврил Хейнс упомянула в статье CNN 2022 года, что Тайвань сталкивается с острой угрозой со стороны Китая в период между настоящим и 2030 годом, отметив, что Китай усердно работает над тем, чтобы захватить Тайвань вопреки военному вмешательству США. Однако Хейнс отказалась комментировать запланированные сроки действий Китая против Тайваня.

Внутренние факторы, такие как недостатки политической системы Китая, замедление экономического роста и уклонение населения от работы, могут дать Китаю дополнительную потребность нанести решительный удар по Тайваню в ускоренные сроки. В статье Taipei Times 2022 года Джером Китинг отмечает, что однопартийные авторитарные государства, такие как Китай и Россия, уязвимы для борьбы за власть, поскольку их лидерам часто не хватает изящных стратегий выхода, которые институционализированы в демократических государствах.

Более того, он отмечает, что по мере того, как лидеры достигают своей вершины, они в процессе наживают многочисленных врагов, что дает им ощущение безотлагательной необходимости оставаться у власти ради собственной безопасности. Китинг упоминает, что Си нажил много врагов во время своего прихода к власти и что на его жизнь было совершено как минимум семь покушений. Однако он также отмечает, что в отсутствие явного преемника урегулирование тайваньского вопроса до 2027 года укрепит его легитимность и расширит его власть.

В этой связи замедление темпов роста экономики Китая может стать дополнительным стимулом действовать в отношении Тайваня раньше, чем позже. В статье Axios 2022 года Мэтт Филипс отмечает, что экономические аналитики сомневаются в том, что Китай восстановит головокружительное экономическое развитие, наблюдавшееся в 1990-х и 2000-х годах, когда миллионы китайцев вырвались из бедности. Филипс отмечает, что, имея ограниченные возможности для возобновления экономического роста, Си, возможно, переместил свою опору легитимности с ускорения экономического роста на более широкое чувство национального престижа, решив вернуть Тайвань и проецируя мощь Китая на мировой арене. Однако он также предостерегает, что эскалация ситуации в Тайваньском проливе не должна отвлекать внимание Китая от его нынешних экономических проблем, поскольку с 1949 года Китай всегда очень щепетильно относился к международному статусу Тайваня.

Замедление роста населения Китая может также ослабить его вооруженные силы в долгосрочной перспективе, добавив еще одну причину для решения тайваньского вопроса до того, как изнурительные последствия демографического спада ударят по его вооруженным силам. В статье Taiwan News 2021 года сообщается, что 18% населения Китая старше 60 лет, а в 2020 году было всего 8,5 рождений на 1000 человек, что значительно меньше, чем 18 на 1000 человек в 1978 году.

Кроме того, высокая стоимость жизни и гиперконкурентная система образования вынудили многих китайцев отложить рождение детей, что привело к значительному сокращению населения. Тот же источник отмечает, что сокращающийся кадровый резерв и предпочтение китайской молодежи заниматься технологиями, а не военными сферами, мотивировали проекты по возвращению стареющих ветеранов на действительную военную службу. В конечном счете, стремление Китая ускорить свою программу создания ядерного оружия для сдерживания вмешательства США в тайваньский сценарий может быть в равной степени обусловлено как военными, так и внутренними факторами.

ГАБРИЭЛЬ ОНРАДА