WSJ: ни Палестина, ни Израиль не победят в нынешней схватке. Зато растет влияние Ирана и Турции
Консервативный аналитик из США не верит в способность Америки помирить палестинцев и израильтян, и здесь с ним можно согласиться. Что же касается других игроков на этом поле — Ирана, Турции, России — то их он по западной привычке сбрасывает со счетов или не ждет от них ничего хорошего. А зря. В сирийском конфликте именно эти страны нашли выход.
Конфликт этот никуда не денется, но упадок арабского влияния придает ему новую форму
На Ближнем Востоке снова дежа вю. Очередной виток военных действий между Израилем и Палестиной развивается по трагическому и хорошо знакомому пути: новый всплеск насилия, новая буря в средствах массовой информации по поводу гибели мирных жителей, новая волна демонстраций во всем мире, новая дипломатическая перебранка потенциальных посредников и новые разборки в американской политике по вопросу о том, как на это должен реагировать Вашингтон.
Если говорить об этой очередной войне в Газе, то США могут допустить две равноценные и противоположные ошибки. Во-первых, они могут не заметить, что конфликт является отражением неких давно установившихся констант в израильско-палестинских отношениях. Во-вторых, они могут недооценить то, как меняющаяся динамика на Ближнем Востоке и в мировой политике переделывает всю сферу соперничества между Израилем и Палестиной.
Факт враждебности между Израилем и Палестиной не претерпел никаких изменений. Первая масштабная волна насилия между палестинскими арабами и евреями пришлась на 1920 год, после чего сто лет на смену периодам мира и спокойствия приходили вспышки кровопролития и бесплодные мирные переговоры. Сегодняшний конфликт наверняка будет следовать в русле предыдущих. Насилие постепенно угаснет, после чего удастся договориться о некоем прекращении огня.
Вторая неизменная реальность: мирные переговоры безрезультатны. Конфликт между израильтянами и палестинцами длится уже сто лет, и все эти сто лет шли бесконечные мирные переговоры. Их участники предлагали разные решения. Двухгосударственное решение, одногосударственное решение, договоренность о конфедерации с Иорданией или даже с Иорданией и Сирией. Все безрезультатно. Ясир Арафат согласился на принцип двухгосударственного решения, подписав в 1993 году соглашение в Осло, однако общественное мнение в Палестине разделилось. ХАМАС по-прежнему формально за слияние Израиля, Западного берега реки Иордан и Газы в единое государство под руководством исламистов. Израильтяне и палестинцы все меньше поддерживают двухгосударственное решение, но на смену ему не предлагают никаких реальных альтернатив.
Третья неизменная реальность состоит в том, что соперничество асимметрично. Сила палестинцев — в их стойкости и упорстве. Даже оказавшись в изгнании, даже потерпев поражение, палестинцы наотрез отказываются исчезать. Для них решающее значение имеет стремление сопротивляться и способность сплачивать мировое общественное мнение. В этом их преимущество, которое ХАМАС во время очередной вспышки насилия использовал весьма эффективно. Главные преимущества Израиля тоже продемонстрированы очень убедительно: это государственная машина в сочетании с технической, военной и разведывательной мощью. Израильтяне могут сделать палестинское сопротивление тщетным, но заставить его исчезнуть они не в состоянии. Палестинцы способны продолжать этот конфликт бесконечно, но добиться своих политических целей они не в силах.
Из-за этих трех факторов конфликт продолжается, исключая возможность политического урегулирования. Но изменения на Ближнем Востоке порождают другие переменные факторы. Пока еще рано говорить, откроют ли эти сдвиги новую дорогу к миру. Однако новые реалии меняют динамику этого конфликта. Влияние арабов на Ближнем Востоке резко снижается. Ведущими силами в регионе стали Иран и Турция, а Вашингтон делает все возможное для сокращения своего военного присутствия. Из-за таких перемен возник стратегический союз между Израилем и блоком консервативных арабских государств в лице Египта и некоторых стран Персидского залива. Такой союз выбил почву из-под ног Махмуда Аббаса и Палестинской автономии, и из-за него ХАМАС и прочие радикальные группировки палестинского движения сблизились с Ираном.
Иран и Турция вытеснили арабский мир, став самыми важными союзниками палестинского движения сопротивления. Среди прочего, война в Газе является опосредованной войной между Израилем и Ираном. Ракетные обстрелы ХАМАС стали попыткой проверить Железный купол и помочь Тегерану понять, удастся ли в случае чего при помощи арсенала «Хезболлы» в 100 с лишним тысяч ракет преодолеть израильскую противоракетную оборону. Война также является попыткой проверить, не разозлят ли израильские действия в Газе арабское общественное мнение настолько, что арабские государства будут вынуждены отказаться от формирования антииранского альянса с Иерусалимом.
Между тем у Вашингтона рычагов влияния становится все меньше. Все в регионе знают, что после катастрофы в Бенгази в 2012 году главная цель американской политики заключается в сокращении присутствия США на Ближнем Востоке. Достичь этой цели пытались уже три президента.
Арабы и израильтяне поддержали Соглашения Авраама из-за обеспокоенности по поводу обесценивания альянса с Америкой, но отнюдь не благодаря усилиям Джареда Кушнера. Та небольшая доля американской военной помощи, которую получали израильские компании, сейчас все чаще направляется фирмам США, и поэтому израильтяне уже не боятся сокращения этой помощи администрацией Байдена. Еще меньше палестинцев верит в способность и желание Америки заставить Израиль пойти на уступки по Иерусалиму и поселениям, чего официально требует палестинское руководство. Так что не ждите от Вашингтона грозных окриков с требованием прекратить ракетные пуски. Увы, столетняя война между израильтянами и палестинцами не подходит к концу.
***
Комментарии читателей
Richard Leeds
Когда НАТО вышвырнет из своих рядов Турцию? Заменить ее на Израиль, который намного современнее, да и ценности у него больше совпадают со странами альянса. Эрдоган грозит прийти в Иерусалим, как будто Израиль ему это разрешит.
Gregory Gustilo
Новый заголовок: «С тех пор как Байден стал президентом, США полезны только как атмосферный воздух.
Brian N
Даже если будет реализовано двухгосударственное решение, палестинская сторона никогда не выберется из нестабильности и бедности. В своих бедах они всегда будут винить Израиль. Это видно даже слепому. Палестинцам тяжело наблюдать за тем, как рядом с ними за несколько десятков лет возникла страна первого, западного мира, а у них только ХАМАС, использующий женщин и детей в качестве живых щитов.
Charles H
Это Нетаньяху спровоцировал насилие, атаковав мечеть и заставив их выключить громкоговорители во время молитвы, чтобы президент мог произнести речь. Это было нужно ему, чтобы остаться у власти, когда его готовы были вышвырнуть с поста, а потом осудить за коррупцию. А еще очень разные партии намеревались сформировать коалицию. И тут вдруг вспышка противостояния с палестинцами. Все это хорошо знакомо.
Mark Geary
Президент Байден достаточно умен и понимает, что решения нет. Глупцов не образумишь.
источник