В России нашлись защитники боевиков и наёмников киевского режима: требуют отменить смертную казнь
Российские правозащитники, учёные и деятели культуры обратились к президенту Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой предложить главе Донецкой Народной Республики Денису Пушилину ввести мораторий на смертную казнь.
Обращение к президенту РФ опубликовано на ресурсе Change.org, факт обращения также подтвердили РБК подписавшие его правозащитники, деятели науки и культуры.
«Господин Президент! Владимир Владимирович! Нас очень тревожат сообщения о возможном скором исполнении смертных приговоров, вынесенных в Донецкой Народной Республике. Мы просим Вас о милосердии. Мы просим Вас предложить главе Донецкой Народной Республики распространить мораторий на применение смертной казни на Донецкую Народную Республику», — говорится в обращении.
Авторы петиции сделали в тексте несколько исторических отсылок — к памятникам русского светского права, которые, как писал историк права Николай Загоскин, «чуждались смертной казни и не знали её вплоть до конца XIV века»; к указу императрицы Елизаветы 1744 года, который приостановил применение смертной казни в России раньше, чем это сделали в Западной Европе; к записками адмирала, графа Николая Мордвинова, который писал о том, что «нравственный и всеобщий закон, воспрещающий убивать безоружного», должен распространяться и на осуждённых и др.
Свои подписи под обращением поставили режиссёр Александр Сокуров, правозащитницы Зоя Светова, Ева Меркачёва и Наталия Евдокимова (входит в Совет по правам человека при президенте России), ещё один член СПЧ, заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов, академики РАН, физики, Александр Чаплик и Николай Розанов, а также профессора РАН — математик Александр Буфетов, физик Ярослав Кудрявцев, лингвист Светлана Бурлак.
На сайте Change.org также указано, что обращение подписал журналист и член СПЧ Николай Сванидзе, однако он эту информацию в разговоре с РБК не подтвердил. «Я это письмо не подписывал. Я разделяю цели письма, но мне не нравится его форма — такая челобитная государю. Поэтому я своей подписи не ставил», — заявил Сванидзе.
Режиссёр Александр Сокуров подтвердил, что подписал обращение к президенту. «Я действительно подписывал это письмо. И действительно считаю, что смертная казнь на территории, где живут славянские народы, в том пространстве, где работает христианство, вообще недопустима», — сказал он.
«Я считаю, что в современном мире вообще не должно быть смертной казни, потому что часто бывают судебные ошибки. Не должно быть смертной казни, могут быть другие альтернативные наказания. Я считаю, что Владимир Владимирович Путин должен прислушаться к голосу граждан», — сообщила журналистка и правозащитница Зоя Светова. Правозащитница Ева Меркачёва сообщила, что письмо президенту «отправили сегодня».
По словам физика Ярослава Кудрявцева, авторы петиции «решили обратить внимание [президента] на то, что могут быть приведены в исполнение смертные приговоры». «Так как в Российской Федерации пока (и надеюсь, что так будет и дальше) смертной казни нет… Естественно во всех странах, которые сейчас находятся в непосредственном взаимодействии с Российской Федерацией, во всех новых республиках, как бы к ним не относиться, тоже бы хотелось, чтобы смертной казни не было», — сообщил Кудрявцев.
По мнению Асмолова, введение смертной казни показывает, является ли общество цивилизованным. «Это главный маркер расчеловечивания культуры, поэтому она [смертная казнь] недопустима ни в каких формах и нигде», — сказал он.
В свою очередь представитель СПЧ Марина Ахмедова написала в своём телеграм-канале, что деятели, выступающие в защиту военных преступников, никогда не беспокоились о судьбе жителей Донбасса.
«Российские правозащитники и деятели культуры обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой проявить милосердие и предложить главе ДНР Пушилину распространить мораторий на применение смертной казни на Донецкую Народную Республику. В числе обратившихся — несколько членов Совета по правам человека, в который вхожу и я.
Вообще, я — убеждённая противница смертной казни. Не имеет значение о ком идёт речь — о военном преступнике или педофиле. Но мне кажется, что я имею моральное право говорить о том, что я против смертной казни азовцев и наёмников, ведь я говорила все восемь лет о том, что нужно остановить убийство жителей Донбасса. Вот если бы те же люди, подписавшие обращение к Путину, хотя бы раз за восемь лет с начала войны обратились к, скажем, Порошенко с требованием прекратить убивать жителей ДНР и ЛНР, тогда бы и они имели моральное право говорить о моратории на смертную казнь для тех, кто этих жителей убивал. Но такого, увы, не было. Жители республик для них если и люди, то только те люди, которых можно убивать. Так высокомерное отношение читается и в выборе адресата. А почему к Путину надо обращаться? Россия признала независимость ДНР. Надо обращаться напрямую к Пушилину. Но нет, опять людьми брезгуют. А я не думаю, что Путин решает вопрос смертной казни. Это вопрос к главе ДНР, который будет опираться на общественное мнение. А общественное мнение в связи с жесточайшими обстрелами со стороны ВСУ сейчас не на стороне моратория.
Кстати, первое, о чём меня спросила Шишкина, когда узнала об этом обращении — „А обращались они хоть когда-нибудь к Путину с просьбой защитить жителей Донбасса? Сколько раз были в Донецке? И не хотели бы приехать? И почему жизнь боевиков для них ценнее жизней мирных жителей?‟. Напомню, именно Лена внесла поправку об отмене моратория на исполнение смертной казни», — написала Ахмедова.
Отметим, 8 июля Народный Совет Донецкой Народной Республики отменил мораторий на исполнение смертных приговоров. «Учитывая, что исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, а также за отдельные преступления, совершённые в военное время или в боевой обстановке, ввиду необходимости защиты суверенитета, территориальной целостности и интересов Донецкой народной республики в существующей на сегодняшний день военно-политической обстановке проектом закона предлагается признать утратившей силу часть 9 статьи 202 Уголовно-исполнительного кодекса. Таким образом, положения Уголовно-исполнительного кодекса об исполнении наказания в виде смертной казни будут введены в действие со дня официального опубликования данного закона», — заявила тогда председатель комитета Народного Совета по уголовному и административному законодательству Елена Шишкина.