Три уступки Джо Байдена, чтобы встретиться с «убийцей»

Три уступки Джо Байдена, чтобы встретиться с «убийцей»

Санкции против «Северного потока» отменят, SWIFT не отключат, встреча Джо Байдена и Владимира Путина состоится в середине июня. Некоторые думают, что теперь он тоже пойдёт на уступки, может быть, даже по Донбассу. Но никаких уступок со стороны России не будет.

США и их союзники не готовы к эскалации напряжённости в отношениях с Россией, и, чтобы в ближайшее время такой эскалации не допустить, готовы на уступки и, более того, уже пошли на уступки. Такой вывод можно сделать из свежих новостей об отношениях России и Америки. Новостей, собственно, три.

Первая: Встреча президента России Владимира Путина и президента США Джо Байдена пройдёт в Швейцарии 15-16 июня, если наша сторона выразит согласие, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в госструктурах России. В этой новости особенно прекрасно, конечно, слово «если» – наша сторона может подумать, сослаться на огромную занятость, намекнуть, что встреча ещё недостаточно подготовлена, и отказаться.

Вторая: Администрация Байдена намерена отказаться от санкций против Nord Stream AG (оператор «Северного потока – 2») Об этом сообщил американский портал Axios. По данным источника этого портала, решение принимается, так как под санкциями фактически оказываются немецкие потребители газа.

Третья: (как будто первых двух мало) SWIFT подтвердил ЦБ отсутствие рисков отключения России от системы. Об этом первый зампред Центробанка Ольга Скоробогатова заявила в ходе заседания рабочей группы комитета Государственной думы по финансовому рынку.

«Никаких рисков мы на данный момент не видим. Но СПФС у нас есть, работает, и весь внутрироссийский трафик, даже если что-то произойдёт, может спокойно быть переведён на нашу систему», – сказала госпожа Скоробогатова. Далее она уточнила, что у ЦБ есть прямой контакт со штаб-квартирой и московским офисом SWIFT, там подтвердили, что «всё будет работать штатно, без каких-либо проблем» (цитируем по «РИА Новости»).

Очень страшные санкции

Начнём анализ с третьей новости – так проще, потому что тут речь идёт не об утечках, но об официально подтверждённой информации.

Итак, SWIFT в России отключён не будет, банковские транзакции будут беспрепятственно совершаться, как и раньше. Эта новость важна и сама по себе, но прежде всего потому, что отключение SWIFT было едва ли не самой главной санкционной угрозой, которой потрясали в последнее время в НАТО и о которой больше всего любила напоминать антироссийская политическая эмиграция. Ужо Запад соберётся с силами и отключит, отключит! Это грядущее отключение рассматривалось как последняя и самая страшная мера, которая должна буквально уничтожить отечественную экономику.

Насколько страшно было бы в реальности, хорошо видно на примере Ирана – SWIFT отключили, ничего во взаимоотношениях этой страны с Западом и во внутренней политике этой страны не изменилось. Но в НАТО, в Евросоюзе, в США действительно, по-видимому, рассматривают отключение этой системы и затруднение финансовых контактов России с внешним миром как последнюю и решающую меру. Знаковую в том смысле, что, если она будет применена, можно будет говорить о реальной попытке изолировать Россию, прекратить её экономические контакты с Западом. После этого окажется невозможным сохранение существующих экономических договорённостей. После этого, собственно, «холодная война» из метафоры превратится в сухое описание реальности – при том, что реальный вред для России от предпринятой меры будет весьма ограниченным.

Именно поэтому угрожать отключением SWIFT можно, а вот сделать этого нельзя – обратного хода не будет.

Тут ещё надо иметь в виду, что все санкции против России, введённые после возвращения Крыма и Севастополя, с самого начала подавались Западом как необыкновенно эффективные и способные принудить Россию сдаться. Вот-вот, прямо послезавтра. Президент Барак Обама, не тем будь помянут, даже высказался таким образом, что «экономика России разорвана в клочья», и надо сказать, что в Америке, в Европе и даже в самой России нашлось довольно много граждан, которые эту фразу радостно повторяли. «Разорванная в клочья» экономика России пережила Обаму, следующего за ним президента Дональда Трампа и начала неприятно мозолить глаза нынешнему президенту Джо Байдену. «Разорванная в клочья» экономика породила самую эффективную в мире вакцину, которая потеснила американскую Биг фарму в 60 странах. После этого говорить о санкциях, конечно, можно, но вот в их действенности есть серьёзные сомнения. Причём на самом Западе.

С помощью санкций – персональных, секторальных, всех сразу и по отдельности – Западу не удалось всерьёз расшатать экономику России и внутреннюю политику. Те, кто думал иначе, окончательно разочаровались в 2021 году, когда провокация с отравлением и возвращением в Россию главного западного наймита окончилась весьма слабыми незаконными митингами и разгромом «пятой колонны».

Байден боится войны

Объективно у США и их союзников не хватает средств давления на Россию, это факт. Однако этот факт сам по себе не обязательно должен вынуждать руководство великой заокеанской державы идти на какие-то уступки. Этому должен способствовать ещё какой-то важный фактор. Есть предположение, не вполне лестное, кстати, для внешней политики России, что дело не только в стойкости нашей страны, но и в слабости и трусости нынешней американской администрации. Не исключено, что дело в личной позиции американского президента и/или тех сил, что за ним стоят, если верны слухи о его неполной дееспособности.

Дееспособный или нет, Джо Байден в последнее время демонстрирует, что он боится эскалации напряжённости и, столкнувшись с такой бедой, не знает, что делать. Если говорить о России, то решительные речи сменяются высказываниями в духе «нет, это не русские», когда дело доходит до конкретных обвинений. Вот намедни в США остановилась работа крупнейшего и важнейшего для всего Восточного побережья нефтепровода Colonial Pipeline. Остановилась, это доказано, по вине хакеров. И что же? Это не была атака России, говорит президент США. Почему он так говорит? Да потому что сказать: «Да, это русские напали» означает в дальнейшем что-то предпринять. Как-то ответить. Войну объявить. Но Байден боится реальной конфронтации и уходит от неё – даже в ситуации, когда обстоятельства очень ей благоприятствуют.

И он не только в отношениях с Россией так себя ведёт – он отступает везде, где может. Его решение вывести войска из Афганистана многие аналитики, и я в том числе, уже уподобили аналогичному решению Михаила Горбачёва – шутка про «перестройку в социалистических штатах Америки» гуляет по мировым сетям. Но это шутка, а вот позиция США по отношению к очередной войне на Ближнем Востоке в самом деле вызывает серьёзные вопросы: эту позицию трудно определить иначе, чем «США сливает Израиль». Отказывает в поддержке своему главному союзнику.

Конечно, это следствие идеологии леваков, которые пришли в Америке к власти. Но не в меньшей степени это следствие страха американской администрации перед конфронтацией. Перед войной.

И не может положиться на Европу

Впрочем, до известной степени этот страх оправдан. США, по-видимому, понимают, что, добиваясь изоляции России, как-то упустили из виду важное обстоятельство: у них самих надёжных союзников практически не осталось. Давление на Россию все последние годы строилось по принципу: санкций требует США, страдают от санкций союзники в Европе. Точнее, от контрсанкций, наложенных Россией. Но такое положение дел не могло продолжаться бесконечно – и вот мы наблюдаем тихую, со множеством оговорок, но в то же время последовательную и решительную позицию Германии, которой очень нужен «Северный поток – 2», в первую очередь для того, чтобы не покупать очень дорогой американский сжиженный газ. И никаких разумных аргументов для того, чтобы поколебать германскую позицию, у Штатов нет. И дело наконец дошло до официальных заявлений германской стороны: нет препятствий для достройки газопровода.

Позвольте, а как же Украина, для которой введение в строй этого самого потока означает крах экономики или окончательный переход на «соцобеспечение» со стороны НАТО и ЕС? Ведь вся проблема, с точки зрения Запада, в том и заключается, что с введением потока в строй Украина теряет практически все возможности для того, чтобы самостоятельно играть свою роль «Антироссии». Но в том-то и дело, что европейским союзникам своя рубашка ближе к телу, чем американские интересы. Европа совсем не хочет дружить с Россией (последнее заявление одного из комитетов Европарламента в этом смысле очень показательно, там заранее готовы не признавать результаты выборов России в Госдуму). Но Европа устала терпеть убытки из-за противостояния с Россией. Заявление по поводу ужасной диктатуры делать готова, а убытки терпеть – нет.

И это та реальность, в которой готовится встреча лидера Запада и лидера России. Реальность, в которой он идёт на уступки.