ЕС не дает Польше реализовать свои имперские амбиции

ЕС не дает Польше реализовать свои имперские амбиции

ЕС не дает Польше реализовать свои имперские амбиции
Геополитика и безопасность
Мнение
Наши материалы
Новости
Общество
Экономика

12.08.202212.08.2022Оставить комментарий на ЕС не дает Польше реализовать свои имперские амбиции

Лидер правящей партии «Право и справедливость» (ПиС) Ярослав Качиньский, являющийся «серым кардиналом» польской политики, снова выделился громкими заявлениями, не оставшись без внимания главы оппозиционной партии «Гражданская платформа» и бывшего польского премьера – ДональдаТуска.

Так, в конце прошлой неделив интервью польскому еженедельнику «Sieci» Я.Качиньский заявил: «Мы не вписываемся в немецко-русские планы господства над Европой. Независимая, субъективно сильная в экономическом, социальном и военном отношении Польша является для них препятствием. С исторической точки зрения в этом нет ничего нового. Что нового, так это то, что мир находится в поворотном моменте. Россия пытается восстановить империю, хотя у нее нет для этого основы».

Также Качиньский высказался и о блокировке Брюсселем крупных денежных траншей Варшаве по причине несоблюдения верховенства закона. Польский политик выразил убеждение, что «ЕС, а на деле Германия, найдёт новые предлоги, чтобы неплатить Польше». Всё это, по мнению руководителя «ПиС», делается для того, чтобы «разорвать Польшу и принудить её к полному подчинению Германии».

Качиньского поддержали и его соратники по партии. Так, 8 августа, генеральный секретарь ПиС Кшиштоф Соболевский к словам партийного лидера добавил: «Если Еврокомиссия попытается прижать нас к стене, то у нас не будет другого выбора, кроме как вытащить все пушки, которые есть в нашем арсенале и ответить заградительным огнем».

Напомним, что конфликт между ЕС и Польшей начался с приходом к власти в 2015 году партии «ПиС», которая впервые в истории независимой Польши сформировала однопартийное парламентское большинство, а спустя несколько недель уже начала реформировать закон о Конституционном суде. В первую очередь данные реформы были предназначены для того, чтобы партия могла осуществлять тотальный контроль, в том числе, судебной ветви власти.

Оппозиция сочла предлагаемые изменения несправедливыми и посчитала, что решающее слово в назначении судей будет оставаться за правящей партией, которая доминирует в парламенте.

Примечательно, что и Венецианская комиссия указала на то, что поправки внесенные парламентом, а по сути, подавляющим большинством правящей партии, парализуют эффективность работы Суда, тем самым подрывают все три основополагающих принципа Совета Европы: демократию, права человека и верховенство права.

Затем, уже в 2017 году, обе палаты Национального собрания одобрили ряд законопроектов об очередном реформировании судебной системы.

Это решение польских властей стало причиной первого, уже серьезного, предупреждения со стороны европейских структур. Еврокомиссия сочла, что нормы нового закона очередной раз подрывают принцип независимости судебных органов и принцип несменяемости судей.

Очередной эскалацией конфликта интересов послужило принятие нового закона в феврале 2020 года, в рамках той же судебной реформы: была сформирована Дисциплинарная палата, которая получила право отстранять судей за якобы политическую деятельность. Также онаможет наказывать судей, которые ставят под сомнение законность решений и кадровых назначений.

Это событие также не осталось без внимания Брюсселя, который жестко отреагировал на новый закон, в очередной разпригрозив Варшаве. Так, 27 октября 2021 года суд ЕС наложил на Польшу штраф в €1 млн в день до отмены положений судебной реформы, которые не устраивают Брюссель.

Но примечательно, что, несмотря на уступки польской «коррупционной верхушки» в виде упразднения Дисциплинарной палаты Верховного суда страны, вызывавшую критику Брюсселя из-за возможности исполнительной власти влиять на судебную систему, европейские бюрократы так и не разблокировали средства из фонда реконструкции. Кстати, недавний визит главы ЕК Урсулы фон дер Ляйен в Польшу, кроме как одобрения плана восстановления польской экономики после пандемии на сумму €35,4 млрд, ни к какой конкретике не привел. Поэтому полякам не стоит ожидать денежной помощи от ЕС, пока Варшава не выполнит всех условий Брюсселя, касающихся судебной реформы.

Разобравшись с основной проблематикой в отношениях между ЕС и Польшей, напомним и о нарастании напряженности в отношениях между Польшей и Германией с приходом к власти правящей партии «ПиС». В нашем материале «Русофобская Польша нажила себе нового врага – Германию» мы описали основные причины раскола в польско-немецких отношениях.

Стоит отметить, что буквально сразу, на громкие высказывания Качиньскогои его сторонников по партии, которые касались взаимоотношений с Европейским союзом, а в частности с Германией, с ярой критикой на них обрушился лидер оппозиционной польской партии «Гражданская платформа» Дональд Туск. «Качиньский просто выводит нас из Евросоюза. Последовательно и с упорством маньяка. Все сторонники ЕС должны, наконец, понять это. Слова «ПиС» о пушках и заградительном огне против Брюсселя звучат гротескно, но поверьте, смеяться тут не над чем», – заявил он.

Примечательно, что после распада СССР именно Германия выступала за вступление Польши в НАТО, а затем уже во главе с канцлером Г.Шредером активно поддержала вступление Польши в ЕС, несмотря на то, что по некоторым экономическим показателям страна просто не подходила для членства в Евросоюзе в тот период.  Однако, с приходом в 2015 году к власти партии «ПиС», можно заметить, что действующее польское руководство пытается не только подчинить собственную историю потребностям политики, проводимой партией «ПиС», но и всячески подорвать отношения как со своим восточным соседом, так и со всем Европейским союзом. Поэтому неудивительно, если в ближайшем будущем мы продолжим наблюдать нарастание напряженности в отношениях Польши и ЕС, а также станем свидетелями очередного коллапса в центральной и западной Европе.

Ведь отсутствие возможностей для реализации амбиций Польши относительно позиционирования себя в качестве регионального лидера и основного игрока в странах ЕС в первую очередь выгодны Германии, которая держит поляков в стороне от принятия основных решений и диктует основную политику, являясь мощным локомотивом Европейского союза.

Сергей Острына