Территория неопределённости
Путешествовал я как-то намедни по просторам вражеского YouTube и наткнулся на канал жительницы Мариуполя Анастасии Кожевниковой — Anastasia Kozhevnikova
Первый из попавшихся мне роликов оказался про недавнюю (9 августа) поездку хозяйки канала и её спутника Тимура в Бердянск, куда во время недавних событий были эвакуированы дедушка и бабушка Насти, тоже коренные мариупольцы, пожелавшие теперь вернуться домой, после того как в их микрорайоне была восстановлена подача воды и электричества.
Так вот, прогулявшись по улицам Бердянска, ребята поделились своими впечатлениями о жизни этого курорта на Азовском море, которые оказались, мягко говоря, двойственными. С одной стороны, город живёт полной жизнью, работают все учреждения, магазины, рынки.
«Цивилизация», — с лёгкой завистью отметила Настя, указав на то, что в Бердянске, в отличие от Мариуполя, даже светофоры работают.
А с другой — очень многие ранее популярные заведения общественного питания, коих на любом курорте великое множество, сейчас закрыты. Причём не потому, что нельзя или сложно, а потому что их владельцы либо уехали, либо решили пока поставить всё на паузу. Но главным разочарованием блогеров стало отношение жителей Бердянска к происходящим вокруг событиям.
По словам Анастасии, они находятся в неком ожидании и не желают, не хотят ничего предпринимать, до сих пор не определившись со своим будущим. Не пострадавшие от военных действий и не увидевшие ужасов войны и военных преступлений ВСУ жители Таврии весьма скептически относятся к новым реалиям. И, в отличие от дончан, их выбор в пользу России не так однозначен.
Они неохотно берут в оплату рубли, хотя все цены указаны в двух валютах, не торопятся восстанавливать бизнес, хотя все возможности для этого у них есть, и вообще ведут себя очень индифферентно особенно на фоне жителей Мариуполя, которые с энтузиазмом возрождают буквально из пепла родной город и пытаются как можно быстрее наладить прежнюю мирную жизнь.
А между тем, постепенное включение в российскую действительность освобождённых районов Запорожской области, к которым относятся и Бердянск, и Мелитополь, уже началось. В начале месяца исполняющий обязанности главы гражданской администрации Бердянска Александр Сауленко рассказал журналистам РИАН, что с августа в городе вместо единовременных пособий начнут выплачивать регулярные российские пенсии.
«Выплаты составят не меньше 10 тысяч рублей в месяц, то есть в среднем вдвое больше украинских пенсий», — отметил Сауленко.
Украинская пропаганда факт начала выплат пытается отрицать, но жители Мелитополя получение российских пенсий подтверждают.
Более того, не так давно было создано государственное унитарное предприятие (ГУП) «Почта Таврии», 14 отделений которого планируется открыть в ближайшее время в Бердянском и Мелитопольском районах. И пенсию старикам разносят почтальоны прямо на дом согласно спискам, полученным из пенсионного фонда.
Что интересно, по словам проживающего в Мелитополе автора YouTube-канала RDA Group, начисление пенсий началось с июля и, вне зависимости от времени реальной постановки на учёт, выплаты будут произведены за весь период. То есть по факту в августе пенсионеры получат (уже получают) по 20, а не по 10 тысяч. Это, безусловно, позитивная новость. Но именно с ней, как и вообще с выплатами, связана самая большая интрига в жизни бывшего украинского Юга.
Оказывается, что и в Мелитополе, и в Бердянске, как и во всей Запорожской области (в Херсонской такая же ситуация) сохраняется некое финансовое и административное двоевластие. Дело в том, что работу украинских банков никто не останавливал. «Приватбанк» и «А-банк» как работали, так и работают, и через них людям продолжают приходить деньги из Киева.
Да-да, пенсионеры получают украинские пенсии (хотя и не очень регулярно, у кого-то последние выплаты были за май, а кому-то приходят до сих пор), работники бюджетной сферы (учителя, врачи, чиновники) — зарплаты, и так далее.
Получают по минимуму. Пенсия — 1900 гривен (хотя есть информация, что подняли до 2100), зарплата — 6500, (после вычета налогов — 5200). Мягко говоря, не очень большие деньги, ни по украинским, ни, тем более, по российским меркам. По сегодняшнему курсу 10000 рублей (та самая новая пенсия) составляют более 6 000 гривен, то есть даже больше, чем минимальная украинская зарплата.
При этом, несмотря на лживые заявления украинской стороны, для получения этих пособий российское гражданство никто насильно получать не заставляет. Тем не менее, «два счётчика», на которых сейчас сидят, или пытаются усидеть многие жители Таврии, дают украинским властям прекрасный повод для шантажа и манипуляций.
Как сообщает всё тот же канал RDA Group, экс-мэр Мелитополя Иван Фёдоров, после обмена на девятерых пленных российских военнослужащих осевший где-то на Украине, ведёт довольно активную пропагандистскую деятельность в социальных сетях. И достаточно большое количество мелитопольцев, по тем или иным причинам не желающих сотрудничать с новой властью, черпают информацию именно с каналов бывшего градоначальника. А там он вовсю клеймит позором всех, кто «продался русским», и призывает ни в коем случае пенсии и социальную помощь от «орков и оккупантов» не брать.
К сожалению, это работает. По словам Фёдорова (верить/не верить, решайте сами), многие мелитопольские медики «целыми отделениями» отказались работать за «русскую зарплату», а получают только украинскую.
Мелитопольские учителя и работники сфер образования, а их в городе 2800 человек, массово саботируют подготовку к учебному году и вообще планируют не выходить на работу 1 сентября, а вместо этого, перебравшись на Украину, вести онлайн-уроки по украинской образовательной программе для мелитопольских школьников.
Кстати, этот факт недавно подтвердил в прямом в эфире радио «КП» один из наших военкоров. Более того, он рассказал, что директора мелитопольских школ, у которых до сих пор есть действующие карточки «Приватбанка» (об этом мы уже говорили), получили от Киева единовременную взятку в размере 1000 долларов за отказ от сотрудничества с новой властью и, как и весь остальной преподавательский состав, ещё по 200 долларов ежемесячно за продолжение бойкота.
Такие вот невесёлые дела. Но есть в Таврии и ещё одна проблема — массовый отток населения. Фёдоров утверждает, что из «довоенных» 150 тысяч жителей в Мелитополе осталось не больше 60 тысяч. Можно, конечно, снова ему не поверить. Во всяком случае, фильтровать его слова точно стоит. Но ровно такая же информация поступает и из других южных городов, из источников, которые сложно заподозрить в работе на Украину.
Так 1 августа на YouTube-канале «Дикий Краевед» было размещено видео из Херсонской области и самого Херсона, на котором местные жители рассказывают, что город покинуло около 35% его обитателей. Улицы и площади реально выглядят безлюдными.
При этом жизнь идёт своим чередом. Магазины, как и в Бердянске, работают, рынок радует разнообразием различных товаров. Но и здесь частники торгуют в основном за гривны, мелкий опт — цены указаны в гривнах, и только кое-где ещё и в рублях.
Кто-то скажет: людям так привычнее. Но тут ведь ещё и вопрос доверия. Доверия, в том числе, и к новым для них деньгам. Если бы местные жители, скажем так, планировали свою будущую жизнь в рублёвой зоне, то и собирали бы рубли, а не гривны. Но видимо, пока в головах у них больше «Украины», чем «России», и повсеместно развешанные плакаты «Россия здесь навсегда», судя по всему, убеждают не слишком.
И хотя на днях глава администрации Запорожской области Евгений Балицкий говорил, что местные жители очень хотят провести референдум, «устали от этой ситуации и хотят определённости», по факту, неопределённость создают они сами. Она в сознании, а не в окружающей их действительности.
Я не знаю, как всё это отразится на результатах референдума, но даже если все дружно проголосуют «за», это совершенно не будет означать, что они «приняли» Россию и готовы дальше вместе с нами строить нашу общую страну. Увы, пока что они в большей степени рассуждают по принципу «а что нам за это будет», и ожидать быстрых изменений в этом вопросе сложно.
Тем не менее, не всё так печально. После увиденного у меня создалось впечатление, что официальный переход этих территорий под юрисдикцию РФ во многом снимет некий блокиратор в головах у людей. «Всё, теперь точно Россия, хорошо, плохо — дело пятое, отныне всё ясно и понятно, необходимо перестраиваться и учиться жить в новых условиях…».
Но пока этого не случилось где-то у глубине души они, как ни крути, «временно оккупированные», ну или «временно освобождённые», называйте как хотите, сути «временности» это не меняет.
Впрочем, о том, что в Запорожской и особенно в Херсонской области сильны проукраинские настроения, было известно изначально. Это самые «трудные» регионы на бывшем украинском Юге. В той же Одессе и даже в Николаеве было бы и, дай Бог, ещё будет, совсем по-другому. Но имеем то, что имеем, и с ними надо работать, отдавая себе отчёт в том, что любой наш шаг будет рассматриваться под микроскопом. Тем не менее, выиграть битву за умы людей не менее, а то и более важно, чем даже самые главные сражения на поле боя.
источник