Выход Эстонии из формата «16+1» станет незаметным для Китая
CHROMORANGE / Bilderbox / Globallookpress
Эстонские власти все громче подают голос на мировой арене, но их попытки создать значимость страны из воздуха смешат экспертов и мировое сообщество. Вслед за намерением отменить шенгенские визы для россиян, Таллин отказывается от прямого взаимодействия с Пекином. О том, как формат «16+1» превратился в «13+1» — в материале ФБА «Экономика сегодня».
Формат «16+1» был создан для торгового и инвестиционного партнерства Китая и стран Центральной и Восточной Европы, в прошлом году из объединения вышла Литва, в августе 2022-го от сотрудничества в рамках проекта отказалась Латвия. Страны Прибалтики демонстрируют в этом вопросе если не сплоченность, то взгляд в одном направлении: Китаю оказалось не выгодно инвестировать проекты в эти страны и обе стороны ничего не теряют с разрывом договоренностей. Китай вступил в формат «16+1» для создания некоего противовеса ЕС и достаточно уверенно экспансирует страны, участвующие в проекте, Прибалтика же по традиции лавирует между сильными мира сего и следует, «куда ветер дует».
Эстония хорошо обдумала все риски выхода из формата
Эстония здесь проявляет еще меньше политической воли — она наскоро объявила о выходе из состава «16+1» вслед за Латвией, мотивировав это решение неозвученной позицией КНР по поводу специальной операции России на Украине. Президент Ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подчеркнул: в ситуации с выходом из проекта сотрудничества с Пекином, Эстония проявила осмотрительность и озвучила решение уже после товарищей из Латвии, и это не тот случай, когда можно апеллировать к традиционной эстонской неторопливости.
«Для начала можно вспомнить любой из анекдотов про эстонцев, что они более медлительные, но, если говорить серьезно, то, безусловно, в Эстонии чуть лучше просчитывают политические последствия подобных решений. Однако сопротивляться тем указаниям, которые выдаются в Лондоне или в Вашингтоне, конечно же, Таллин не может», — сказал эксперт.
Федеральное агентство новостей
Именно поэтому, по мнению Николая Межевича, эстонские власти тянули с решением не долго — всего пару дней, и отменили свое присутствие в проекте с Китаем вслед за Латвией. Пекин от этого выпада прибалтийской страны ничего не потеряет, считает эксперт.
«Китайцам от этого ни тепло, ни холодно, в масштабах Китая вся Прибалтика не то чтобы малозаметна, это мнимая величина. И если Россия или Белоруссия для Пекина — это значимый торговый партнер, с сопоставимыми экономическими интересами, то Эстонию таковой назвать нельзя», — пояснил спикер.Выход стран Прибалтики из проекта не отразится на его реализации
Потеря Эстонией интереса к проекту «16+1» взаимна со стороны Китая: страны расположены далеко друг от друга, да и доставлять грузы из Пекина в обход России убыточно.
«Нет такого груза, который не стал бы убыточным при перевозке через Гибралтар, Суэцкий канал или Индийский океан. Поэтому эстонцы отказались от того, чего уже и так не было», — пояснил эксперт.
Само собой, Эстония превратила этот безболезненный для двух сторон выход из проекта «16+1» в политический манифест, вплетая во взаимоотношения Пекина и Таллина украинский вопрос. Ранее эстонские власти начали шантаж России угрозами отмены выданных шенгенских виз. Этими шагами Эстония пытается укрепить иллюзорный имидж страны, имеющий политический вес.
«Это вообще не государство, это мифология, таким же образом новорожденный котенок может претендовать на роль старого опытного тигра — ведь у него тоже есть усы и хвост, но больше он ничего предложить не может. Поэтому это все несерьезно, и Прибалтика сегодня — это отражение американского света, не более того», — подытожил собеседник издания.
Из формата взаимодействия европейских стран с Китаем «16+1» весной 2021 года вышла Литва, Латвия и Эстония решились на этот шаг в августе 2022-го. Таким образом, фактически формат превратился в «13+1», пока в нем остаются страны, менее зависимые от мнения Брюсселя в вопросах взаимодействия с азиатским партнером. Формат был создан для развития торговых отношений со стремительно развивающейся китайской экономикой, но Пекин не спешит инвестировать в проекты стран формата, находящихся под влиянием еврокомиссии. Наибольшую выгоду от участия в формате пока получают страны, не входящие в ЕС: Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, Албания и Македония. С момента старта проекта Китай инвестировал в инфраструктуру этих стран более 6 млрд евро.
Раиса Малиновская