Разъединение Китая и Соединенных Штатов набирает обороты
«Финансовое разъединение» США и Китая набирает обороты. Соперничество двух сторон ударяет прежде всего по фондовым рынкам. Крупнейшие китайские госпредприятия будут исключены из листинга NYSE, поскольку регулирующие органы США настаивают на проверке их бухгалтерских книг способами, которые Пекин рассматривает как «применение жестких мер»
В пятницу 12 августа в шквале заявлений на фоне эскалации напряженности между США и Китаем пять крупнейших государственных компаний Китая объявили о своем намерении выйти из листинга Нью-Йоркской фондовой биржи — PetroChina Co Ltd, China Life Insurance Co, China Petroleum & Chemical Corp, Aluminium Corp of China и Sinopec Shanghai Petrochemical Co. Рыночная капитализация этих фирм превышает 300 миллиардов долларов. По состоянию на этот месяц рыночная капитализация этих китайских гигантов выглядит следующим образом: PetroChina — 132,11 млрд. долларов; Китайское страхование жизни — 94,88 млрд. долларов; China Petroleum & Chemical Corp. — 70,23 млрд. долларов. Aluminium Corp of China (10,29 млрд. долларов) является вторым по величине производителем глинозема в мире и третьим по величине производителем первичного алюминия; и Sinopec Shanghai Petrochemical Co (3,77 млрд. долларов) является дочерней компанией Sinopec (рыночная капитализация 68,45 млрд. долларов) и одним из крупнейших нефтехимических предприятий Китая.
Более пристальное внимание было приковано к китайским компаниям, зарегистрированным в Соединенных Штатах, на чем настаивают американские регуляторы, поскольку в 2020 году во время администрации бывшего президента Дональда Трампа в этом направлении был принят закон Конгресса. Законодательство последовало за провалом затянувшихся переговоров о том, чтобы американские регулирующие органы получили полный доступ для проверки аудиторских документов китайских компаний, зарегистрированных в США, что Пекин рассматривает как «применение жестких мер» в отношении китайских компаний и как «финансовое разделение».
Как с точки зрения рыночной капитализации NYSE в целом (которая в настоящее время составляет 26,2 трлн. долларов), так и с точки зрения американских депозитарных акций пяти китайских компаний, такое развитие событий само по себе не является потрясающим, но имеет последствия. Принесет ли это дурную славу NYSE? Может быть, в конце концов. Окажет ли это серьезное влияние на деятельность китайских компаний? Вряд ли. Например, американские депозитарные акции в PetroChina составляли около 0,45% от общего акционерного капитала компании. Тем не менее, это знак, который будет отмечен на финансовых рынках, даже несмотря на то, что все большее число китайских фирм также готовятся к исключению из листинга на рынках США.
Интересно, что законодательство США 2020 года также включает в себя требование исключить из листинга компаний, зарегистрированных в США, путем изменения правил аудита. По состоянию на конец июля Комиссия по ценным бумагам и биржам США включила 159 китайских концептуальных акционерных компаний (компаний, работающих в Китае) в свой список делистинга. Учитывая, что гонка за сохранение лидирующих позиций на мировых рынках капитала является жесткой, восприятие глобальных инвесторов действительно имеет значение, а исход китайских компаний с высоким потенциалом не может не отразиться негативно на Нью-Йоркской фондовой бирже. Таким образом, китайский план игры будет состоять в том, чтобы смягчить строгие правила США, которые в настоящее время закручивают гайки для китайских компаний, привлекающих деньги в США, если они полностью не объяснят свою юридическую структуру и не раскроют риск вмешательства правительства Китая в их бизнес.
Очевидно, что интерес Китая заключается в достижении консенсуса. В дальнейшем окончательной лакмусовой бумажкой будет то, будут ли крупные китайские государственные компании исключены из листинга на рынках США. В США зарегистрировано около 250 китайских компаний. Именно здесь сыграет роль неопределенность в американо-китайских отношениях. Вполне естественно, что китайские компании изменят свои подходы к финансированию — например, выйдут на фондовую биржу Гонконга — вместо того, чтобы подвергать себя растущим политическим рискам в США. А политические риски могут исходить из самых разных источников.
Традиционно политические риски можно было оценить с точки зрения политических решений и изменений, влияющих на торговые тарифы, налоги, условия труда, приватизацию и регулирование, смену политического руководства, политическую нестабильность или неопределенность, связанные с терроризмом, беспорядками, переворотами или войнами и т. д., которые могли нарушить способность компании реализовать выбранную стратегию и рентабельно предоставлять свои продукты или услуги. Но геополитические риски, такие как конфликт на Украине, ввели совершенно новый шаблон — «санкции из ада» заморозили российскую валюту и золотой запас, конфисковали российские частные активы и вытеснили российские банки из западной банковской системы.
Ведущие западные политики намекнули, что подобные ужасные вещи могут быть совершены и с Китаем, если он протянет руку помощи России, хотя это легче сказать, чем сделать, учитывая огромные размеры китайской экономики по сравнению с российской и высокую степень взаимозависимости в экономике. Торговля между ЕС и Китаем и экономические отношения между США и Китаем. Тем временем ситуация с Тайванем становится все более серьезной. После визита спикера палаты представителей Нэнси Пелоси в Тайбэй 2-3 августа китайские комментарии угрожали «серьезными широкомасштабными последствиями для двусторонних отношений, в том числе в экономической сфере», ссылаясь, например, на решение ведущего китайского производителя аккумуляторов для электромобилей. Contemporary Amperex Technology Co приостановила свои планы по строительству многомиллиардного завода в Северной Америке.
Один неизвестный комментарий в Global Times от 4 августа угрожал: — «С началом крупных военных учений вокруг острова Тайвань материк фактически начал или ускорил процесс воссоединения, который США не могут остановить. Это означает, что Китай фактически готов к вмешательству США. Можно только представить, что Китай сделает, чтобы устранить потенциальные риски, в том числе его огромные запасы казначейских облигаций США». Китай является вторым по величине иностранным держателем казначейских облигаций США после Японии. Вклады Китая в ценные бумаги казначейства США упали до 980,8 млрд. долларов в мае, упав ниже 1 трлн. долларов впервые за 12 лет.
Дальнейшее ухудшение китайско-американских отношений, вероятно, окажет прямое влияние на аппетит Китая к риску в отношении владения казначейскими обязательствами США, и сокращение владения казначейскими обязательствами США может стать мерой предосторожности. Это может нанести еще один удар по глобальному положению доллара США — реальной основы экономики США. Российско-украинский конфликт уже нанес серьезный удар по доверию к доллару. Теперь эскалация напряженности между Китаем и США может еще больше ослабить статус доллара, если Китай сократит свои владения казначейскими облигациями США. В этом смысле, поездка Пелоси, в конечном счете, ударит по экономике США таким образом, что доверие к доллару истощится.
Это кажется преувеличением, но хорошая часть во всем этом заключается в том, что и Вашингтон, и Пекин, кажется, согласны с тем, что челюсть лучше, чем война. В целом, прощальное послание, которое Курт Кэмпбелл, координатор по делам Индо-Тихоокеанского региона в Совете национальной безопасности президента США Джо Байдена, сделал во время своего официального пресс-звонка в пятницу по поводу визита Пелоси, было его подтверждением того, что Байден и председатель Китая Си Цзиньпин подняли вопрос о личной встрече, когда они в последний раз разговаривали по телефону в конце июля, «и договорились, что их команды свяжутся с ними, чтобы разобраться в деталях». Кэмпбелл сказал, что никаких новых подробностей не сообщается, но ожидается, что оба лидера примут участие во встрече Большой двадцатки в ноябре на Бали.
Интересно, что влиятельный китайский редактор после спокойного размышления через целую неделю после поездки Пелоси в Тайбэй заметил, что «одной из причин» могло быть то, что она намеренно использовала тайваньский вопрос, чтобы вызвать «бурю в общественном мнении» и «создать атмосферу» в пользу принятия в прошлый вторник Закона о чипах и науке в искусной «комбинации ударов» против Китая.
В эти экстраординарные времена в американской политике ничего нельзя сказать наверняка. Собственно, Кэмпбелл также выделил санкции Пекина против Пелоси и членов ее семьи. Кэмпбелл сказал, что США обеспечат свободу судоходства в Тайваньском проливе и в регионе, но «мы не будем рефлексивными или рефлекторными. Мы будем терпеливы и эффективны. Мы продолжим летать, плавать и работать там, где это позволяет международное право, в соответствии с нашей давней приверженностью свободе судоходства, включая выполнение стандартных воздушных и морских транзитов через Тайваньский пролив в ближайшие несколько недель». Важно отметить, что Кэмпбелл не сообщил подробностей о том, когда такие транзиты будут иметь место, и не подтвердил сообщения о том, что США решили не проводить авианосец через пролив, поскольку администрация Байдена «не хотела эскалации напряженной конфронтации».
М.К. БХАДРАКУМАР. Эта статья была подготовлена в сотрудничестве с Indian Punchline и Globetrotter, которые предоставили ее Asia Times.