Гуревич: Калининград быстро перейдет на морские поставки в случае блокировки платежей «Шяуляй банком»


                    Гуревич: Калининград быстро перейдет на морские поставки в случае блокировки платежей «Шяуляй банком»
                Maksim Konstantinov / Global Look Press / Christian Spicker via www.imago- / www.imago-images.de

Литовский «Шяуляй банк» (Šiauliu bankas) стоит на своем — независимо от заявления ЕС о необязательности санкций в адрес железнодорожного транзита финансовая организация усложняет жизнь перевозчикам грузов в Калининград. ФБА «Экономика сегодня» констатирует: в случае полного запрета на расчет банка с Россией в проигрыше окажется только Литва.

«Шяуляй банк» с 15 августа запретил расчеты в рублях, с 1 сентября финансовая организация прекратит любые операции с Россией и Белоруссией вне зависимости от валюты. Пока решение Вильнюса не влияет на качество и объем железнодорожного транзита в Калининградскую область. Дело в том, что счета за услуги перевозок российских грузов формируются в евро. Но это не отменяет проблемы, которая может возникнуть с началом осени в случае, если литовский банк все-таки заблокирует любые платежи для российской стороны. Зная об особом положении Калининградской области, Литва замкнула все операции на «Шяуляй банк» и теперь это единственная финансовая структура, через которую Россия может заплатить за железнодорожные перевозки грузов.


                    Гуревич: Калининград быстро перейдет на морские поставки в случае блокировки платежей «Шяуляй банком»
                Федеральное агентство новостейЛитва становится преградой на пути грузов в Калининград

Ситуация интересна тем, что в Евросоюзе отметили необязательность столь радикальной меры: по территории страны запрещены лишь автомобильные перевозки. Но Литва намеренно затягивает процесс переговоров, пытаясь извлечь из ситуации тактическую выгоду в качестве цербера ЕС. Это подтверждает и невнятный ответ Литвы на предложение губернатора Калининградской области Антона Алиханова об открытии специального счета для оплаты железнодорожных перевозок в казначействе страны.

Пресс-секретарь губернатора Калининградской области Дмитрий Лысков сообщил о том, что в случае блокировок платежей за перевозки по железной дороге и как следствие — невозможности транзита грузов этим способом регион будет готов перейти на морские перевозки, для этого область воспользуется субсидированием морского тарифа. В конечном итоге эта история может закончиться для Литвы потерей доходов.


                    Гуревич: Калининград быстро перейдет на морские поставки в случае блокировки платежей «Шяуляй банком»
                Губернатор Калининградской области Антон Алиханов / Maksim Konstantinov / Global Look Press

Эксперт в области транспорта, логистики и стратегического развития Яков Гуревич рассказал ФБА «Экономика сегодня», что Калининград способен довольно быстро перейти на морские перевозки, повышение цен на товары при этом может быть незначительным.

«Море позволяет перевозить нужные грузы в Калининградскую область и обратно. Для этого требуется определенная подготовка, но неразрешимых проблем нет. Естественно, стоимость товаров несколько увеличится, насколько, пока сказать невозможно. Существуют варианты покрытия этих дополнительных логистических расходов из бюджета — ситуация все-таки чрезвычайная. Условно, бюджет мог бы компенсировать 10% стоимости транспортировки за счет перехода с железной дороги на море. Если бы такой возможности не было, пострадал бы и бизнес, и население», — сказал эксперт.Кризис логистики разовьет портовую инфраструктуру

Пока для покрытия новых потребностей экономики Калининградской области хватит существующих мощностей, увеличение загрузки судов спровоцирует развитие этого вида перевозок.

«Судов или паромов для перевозки, в принципе, достаточно, их надо просто перегруппировать на нужное направление. На подготовку уйдет определенное количество времени, но объемы перевозок там не столь велики, чтобы море не справилось», — считает Яков Гуревич.


                    Гуревич: Калининград быстро перейдет на морские поставки в случае блокировки платежей «Шяуляй банком»
                piqsels.com

По мнению эксперта, регион сможет полностью перестроить схемы поставки грузов примерно за два месяца. Переходный период может быть осложнен определенными проблемами, но они будут незначительны.

«Думаю, в Калининградской области есть складские запасы продовольствия, и для того чтобы регион пережил этот этап, нужно будет воспользоваться резервами. Есть какие-то запасы калининградских товаров, которые ввозятся в Россию, чтобы никто сильно не пострадал. В целом я не вижу никаких стратегических проблем», — сказал собеседник издания. Литва «держит марку» в своем упорстве

Еврокомиссия ранее обнародовала информацию о том, что блокировка железнодорожных перевозок в Калининград не является необходимой частью санкционных мер, но «Шяуляй банк» продолжает намеренно создавать сложности для самого западного региона России.

«Я думаю, что дело совершенно не в банке и дело не его уровня, это вопрос чистой политики Литвы и Евросоюза, общего отношения к России. Поэтому я думаю, что роль банка в этой ситуации совершенно ничтожна», — подытожил эксперт.

Ранее ситуацией вокруг проблемы с транзитом грузов в Калининград воспользовался глава внешнеполитического ведомства Литвы Габриэлюс Ландсбергис, заявив, что «Россия должна найти способ расчета за транзит», и посоветовав «проявить креатив».


                    Гуревич: Калининград быстро перейдет на морские поставки в случае блокировки платежей «Шяуляй банком»

Раиса Малиновская