Bloomberg: обмеление Рейна ударило по европейскому рынку дизеля
Европу ждут тяжелые осень и зима, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов. Увеличение поставок дизеля из Азии в зимние месяцы сойдет на нет, а отказ от российских нефтепродуктов сделает ситуацию критической.
Дизельное топливо стало больным местом европейской энергетикиДизель устремился из Азии в Европу
Информационное агентство Bloomberg сообщает о росте интереса ЕС к дизельному топливу.
По данным Vortexa, в течение августа пять танкеров с 3 млн баррелей дизеля готовы отправиться из Азии в Европу. Это самый высокий показатель за пять месяцев в пересчете на баррель в день, поставки с Ближнего Востока также будут расти.
Рост экспорта дизеля, который в ЕС используется в промышленности, на транспорте и для производства электроэнергии, является результатом рыночных эффектов, связанных с ценами на топливо на ключевых европейских хабах.
Цены на дизель в АRA (Амстердам – Роттердам – Антверпен) выше, чем в Азии. Этому способствует снижение спроса на топливо в Китае из-за последствий локдауна в Шанхае, а также сезонное затишье на индийском топливном рынке.
Влияет на ситуацию и погодный фактор: в Европе зафиксирована историческая засуха, благодаря которой упал уровень воды в Рейне.
Уровень воды в Рейне снизился
Данная река соединяет порты ARA c Западной Германией, Францией и Швейцарией, а сегодня значительная часть русла Рейна непроходима для барж с нефтепродуктами, вследствие чего в экономике ЕС сформировался дисбаланс с дизельными поставками.
Ситуация грозит сокращением запасов топлива, которые ЕС пытается пополнить перед зимой.
Швеция и ФРГ сообщают о росте потребления нефти и угля с целью замещения слишком дорогого и дефицитного в этом году природного газа, но до сих пор непонятно, какой итоговый спрос в Европе будет зафиксирован в декабре.
Дизельным поставкам из Индии и Северной Азии потребуется примерно месяц, чтобы достигнуть европейских берегов. Данные поставки начнут приходить в ЕС в конце августа, причем некоторые суда сразу прибудут с грузом в 1 млн баррелей.
Данная ситуация усиливает конкуренцию между азиатским и европейским рынками.
МЭА сообщает, что наблюдается переход с газа на нефть, в результате которого потребление черного золота выросло на 380 тысяч баррелей в сутки. В холодные месяцы это может ударить по европейской экономике.
В Европу стремятся танкеры из Азии
В Bloomberg фактором риска называют перебои с поставками голубого топлива «Газпрома», но по российскому направлению присутствует еще один важный момент.
5 декабря 2022 года произойдет отказ ЕС от российской нефти, а 5 февраля 2023 года – от российских нефтепродуктов. Все это усложнит ситуацию в Европе, где кроме дизеля в качестве газозамещения активно используют мазут. Давление на европейскую энергетику постепенно растет и в зимние месяцы достигнет кульминации.
Зимой ситуация в ЕС ухудшится«Проблемы в европейской энергетике зимой не исключены. В Германии заявили, что им хватит запасов газа менее чем на три месяца в случае прекращения поставок российского сырья», – констатирует энергоэксперт Александр Перов.
Отопительный сезон в ЕС пока далеко, а вместе с ним и главные энергетические проблемы, но уже сейчас обстановка там близка к чрезвычайной.
Руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов«Не надо забывать про то, что пресловутый СПГ немцев не спасет из-за того, что в ФРГ нет терминалов по приему этого топлива. Неожиданно выяснилось, что Германия, являющаяся главным потребителем российского газа, не сможет от него отказаться не из-за отсутствия альтернативного сырья, а по логистическим причинам», – резюмирует Перов.
В ЕС существует множество нерешенных вопросов, вследствие которых возник дисбаланс на топливном рынке. Если осенью темпы восстановления китайской экономики увеличатся, это приведет к тому, что снизится предложение на рынке нефтепродуктов.
«Европа с ужасом ждет осени-зимы: в этот период она будет заложником энергетической политики России. Европейцы не смогут к концу 2022 года отказаться от сотрудничества с Москвой, зависимость по газу останется на уровне в 20%», – заключает Перов.
Схожая ситуация по нефти и нефтепродуктам: любое изменение конъюнктуры и рост спроса на альтернативных рынках могут привести к тому, что перед Евросоюзом встанет вопрос отмены или коррекции антироссийских санкций.
Температура зимой будет определять ситуацию в экономике ЕС«Европу ждут непростые времена как с точки зрения политики – умения договориться с Россией, – так и экономики и энергетики», – констатирует Перов.
Ситуация с дизельными танкерами демонстрирует, что европейская энергетика уязвима, а любое неожиданное событие в условиях конфронтации с Россией ставит перед ней задачи, которые чрезвычайно сложно решать.
Дмитрий Сикорский