Выход на «малые компромиссы»: политолог Тышкевич о «хорошей сделке» на саммите во Львове

Выход на «малые компромиссы»: политолог Тышкевич о «хорошей сделке» на саммите во Львове wikipedia.org/Konstantin Brizhnichenko/CC BY-SA 4.0

Во Львове 18 августа проходит встреча генсека ООН Антонио Гуттериша, президента Турции Реджепа Эрдогана и украинского лидера Владимира Зеленского. Как заявил политический обозреватель, аналитик Украинского института будущего Игорь Тышкевич, в ее ходе каждая из сторон будет преследовать собственные интересы.

Первый после 24 февраля визит президента Турции Реджепа Эрдогана на Украину еще до его начала породил слухи, что турецкий президент якобы везет во Львов некий план прекращения военной операции, который он намерен презентовать Владимиру Зеленскому. Диапазон слухов по этому плану — от соглашения о временном перемирии до компромиссного мирного договора между Украиной и Россией. По словам экспертов, возможные параметры соглашения — от фиксации нынешней линии фронта до отступления войск РФ на линию 23 февраля, в обмен на встречные шаги со стороны Киева (широкая автономия для Юго-Востока, нейтральный статус, демилитаризация и т.д.), а также полное снятие западных санкций с России.

По одной из версий, главная задача Эрдогана сейчас — не примирение на Украине, а отвлечение внимания от готовящейся турецкой военной операции против поддерживаемых США курдов на севере Сирии. А также минимизация сопротивления ей на уровне ООН. Также эксперты допускают, что Эрдоган предложит Зеленскому возобновить переговоры с Москвой о прекращении военного противостояния, и точно такое же предложение он наверняка сделает Владимиру Путину. Впрочем, скорее всего, ни одна из сторон сейчас подобное предложение не примет, уверены политологи.

Как заявил аналитик Украинского института будущего Игорь Тышкевич, помимо собственно перемирия, темы саммита, как и его результаты, лежат в весьма широком диапазоне.

Выход на «малые компромиссы»: политолог Тышкевич о «хорошей сделке» на саммите во Львове prt scr youtube.com/ihar Tyshkevich«На мой взгляд, минимально успешным для РФ вариантом является выход на последовательность «малых компромиссов». Вслед за зерновыми договоренностями возможно заключение, например, сделки по ввозу и вывозу с Украины топлива, металлов и руд и т. д. Кремль сознательно «дробит» вопрос блокировки украинских портов, демонстрируя готовность договариваться в малом, но при этом требуя больших уступок «на полях» переговоров», — отметил Тышкевич.

Эксперт напомнил, что, после заключения зерновых соглашений с Украиной при посредничестве ООН в отношении РФ были приостановлены американские санкции по импорту удобрений, зерна и еще доброго десятка товарных групп.

«В свою очередь, ЕС ослабил антироссийские санкции по поставкам товаров для обслуживания самолетов (в том числе, оставленных в РФ бортов, принадлежащих европейским лизинговым компаниям). В России рассчитывают, что последовательность таких «малых шагов» позволит улучшить общее положение, и, в конечном счете, выйти на большие переговоры с Западом», — указал аналитик.

Для генсека ООН Гуттериша такой вариант тоже выглядит весьма привлекательным, ведь в нем содержится сразу несколько «хороших сделок», заключенных якобы под гарантии ООН, сообщил Тышкевич.

Выход на «малые компромиссы»: политолог Тышкевич о «хорошей сделке» на саммите во Львове Depo Photos/Keystone Press Agency/Globallookpress«В итоге может получиться этакий Будапештский меморандум в копилку политика Гутерриша, который имеет высокий статус, но не имеет реальных рычагов влияния на ситуацию. Что касается турецкого лидера, то он, как и всегда, преследует собственные цели. Для него тема №1 — это усиление геополитических позиций Турции. Ему формат «малых сделок» также подходит, но при одном условии — в них Турция должна выступать посредником и гарантом, — заявил аналитик. — Ведь в этом случае геополитическая роль Анкары неуклонно возрастает. В том числе — ее политический вес в переговорах по конфликтным с Россией темам: ситуация в Сирии, Центральной Азии, на Кавказе, в Черноморском бассейне и общее влияние в регионе. Но Эрдогану крайне необходима роль посредника в переговорах, а также обязательный эффект от реализации достигнутых договоренностей. При этом объемы возможных политических уступок со стороны России для него куда менее значимый вопрос».

По мнению Тышкевича, к разряду возможных «небольших сделок» можно отнести и ситуацию вокруг Запорожской АЭС.

«В этом плане интересы сторон примерно те же. Для России важно, чтобы ЗАЭС начала работать на Крым и была полностью подготовлена к отключению от украинской энергосистемы. Тогда в ходе отопительного сезона отсутствие энергии с ЗАЭС, а также с Каховской ГЭС наверняка нанесет сильный удар по украинской энергетике, резко снизив популярность режима Зеленского, — указал аналитик УИБ. — Вероятна ли сейчас «большая сделка», связанная с прекращением огня? Думаю, в перспективе двух-трех месяцев возможна дипломатическая проработка будущей встречи лидеров РФ и Украины. А вот быстрая реализация такой встречи — вряд ли».

По мнению Тышкевича, Владимир Зеленский сам заинтересован в том, чтобы тянуть время.

«Договоренности о прекращении огня в положении «на сегодня» неизбежно приведут к сильнейшему политическому кризису внутри Украины, а также резкому ослаблению военной поддержки Киева со стороны Запада. Кроме того, перемирие даст России прекрасную возможность в короткие сроки восстановить боеспособность своих частей. Кроме того, поскольку РФ не получит в результате такого перемирия того, что запланировала, а Украина будет сильно ослаблена и связана дополнительными условиями, то очередная фаза военной операции может повториться достаточно скоро», — прогнозирует Игорь Тышкевич.

Напомним, 18 августа Россия изменила позицию по условиям встречи президента Владимира Путина с украинским коллегой Владимиром Зеленским, смягчив условия для организации очных переговоров. По данным источников в Анкаре, ранее обязательным условием Москвы было наличие у Украины готовой «дорожной карты» для мирных переговоров. Но теперь Кремль допустил обсуждение этой карты в ходе очной встречи лидеров государств.

«Лидеры могут обсудить и определить дорожную карту. Затем делегации начнут работу по ее воплощению в жизнь», — заявили источники.