Сможет ли Африка заменить Европе поставки российского газа. Китай и Россия вступают в борьбу с ЕС за африканские ресурсы
Евросоюз бурно обсуждает эмбарго на российский уголь, а вот газ трогать не решается. Но эта мысль им покоя не дает. Теперь европейцы под руководством Вашингтона решили сделать ставку на Африку.
Для ускоренного энергетического перехода и полного отказа от российских энергоресурсов ЕС запланировал на ближайшие 5 лет выделить бюджет в размере 195 млрд евро. Масло в огонь подлил Вашингтон, попытавшись договориться с Катаром о поставках голубого топлива европейским странам, на что получил отказ. Переговоры Германии с Катаром тоже ни к чему не привели.
Теперь Европа озадачилась: Африка хоть и располагает гигантскими запасами голубого топлива, но сможет ли она покрыть потребности европейских стран в 150-190 млрд кубов газа, которые поставляет Россия.
Ключевую роль играет Алжир, который является ведущим экспортером. Запасы газа там оцениваются в 4,3 трлн кубов. В прошлом году добычу удалось увеличить до 100 млрд кубов. Разрыв отношений с Марокко высвободил еще 200 млн кубов, которые будут перенаправлены в Испанию. Мараканцы попытались договориться с испанцами на счет реверса, но Алжир тут же пригрозил Европе прекращением поставок. Мадрид попытался разрядить обстановку, заявив, что это газ не алжирский, а СПГ с международного рынка. Алжир не захотел терять рынок и сделал вид, что поверил.
Также Италия провела переговоры с Францией об увеличении поставок с осени 2023 года. Но над этой сделкой пока навис туман. Париж сам до сих пор еще не начал получать газ из Алжира. Еще зимой шли разговоры о строительстве нового трубопровода. В апреле при посещении Алжира глава французского МИД заявил, что эта страна способна давать только 11% от того объема газа, который необходим Европе, а Россия обеспечивает долю в 47%. И тут всем все стало ясно…
Французские компании тоже подтвердили, что заменить в полном объеме российский газ не выйдет. Алжир, конечно, пытается найти новые месторождения и надеется лет через пять увеличить добычу вдвое – до 22% от общеевропейской потребности. Даже если все звезды сойдутся, то за Россией все равно останется 36%, т.е. 1/3 часть, что очень немало.
По мнению аналитиков, сегодня экспорт из Африки ограничен из-за недостаточно развитой инфраструктуры и нехватки инвестиций. Евросоюз это понял и решил выделить денег для решения данных проблем. Испания уже заявила о расширении газопровода в партнерстве с Алжиром.
Но этих мер недостаточно. Европе требуется ежегодно порядка 350 млрд куб.м газа, а Алжир, например, в 2020 году смог поставить лишь 40 млрд. Обещанное увеличение добычи не сможет покрыть и 25% от того объема, который поставляется Россией. Поэтому ЕС задумался об изучении ресурсных возможностей других африканских стран. Крупнейшими запасами располагает Нигерия. Эта страна уже заявила о достройке Транссахарского трубопровода, по которому газ будет транспортироваться в Алжир, а уже оттуда в Европу.
В том, что этот проект удастся достроить в скором времени, имеются большие сомнения. О прокладке газовой трубы протяженностью свыше 4000 км начали говорить еще в 1970-х годах. Политический и военный хаос позволил начать работы лишь в 2009 году. Планировалось уложиться в шесть лет, но тут вновь помешала борьба теперь уже за национализацию нефтегазовой отрасли. Начали взрывать трубопроводы и выживать иностранные компании. В 2006 году была захвачена база итальянской компании Eni. Вывозить морем нигерийскую нефть тоже стало небезопасно, т.к. в дело вступили пираты. В последние годы ситуацию удалось немного взять в узды, но ведение нефтегазовых разработок там до сих пор проблематично.
Несмотря ни на что, компания Shell продолжила освоение африканского шельфа. Начат совместный проект с Танзанией, располагающая запасами в 1,6 млрд кубов газа, который планируется экспортировать в Европу. Но это все в долгосрочной перспективе. Из-за длительного отсутствия финансирования местная энергетика накрылась хаосом. Если Евросоюз и может рассчитывать, то только на Северную Африку, с Центральной дела довольно печальны…
А в это время в битву за Африку с Европой и США вступает Китай. Китайские госкомпании уже начали инвестирование огромных средств в разработку и добычу ресурсов на данном континенте. Не собирается упускать своих интересов и Россия. В Гвинейском заливе разворачивает деятельность Лукойл, в Египте – Лукойл и Транснефть, в Алжире – Газпром.
Россия распространяет свое влияние в Африке не только на энергетику. Москва планирует развивать торговлю с Алжиром. В прошлом году товарооборот между двумя странами превысил 3 млрд долларов. Основным товаром стало зерно. Помимо этого поставляется и вооружение. Турция не исключает, что за счет экономического и военного партнерства России с Алжиром могут быть поставлены под вопрос поставки газа из этой страны в Европу.
Многие эксперты уверены, что увеличение активности Евросоюза с Алжиром и Египтом не сможет навредить России. Трубопроводная инфраструктура за короткие сроки быть расширена никак не может. Крупные европейские порты давно исчерпали мощности своих СПГ-терминалов. К тому же если тот же Алжир решит масштабно увеличить поставки, начнет расти стоимость газа на внутреннем рынке, что может дестабилизировать политическую обстановку в стране.
Сегодня Алжир выражает крайнюю заинтересованность в сохранении хороших отношений с Москвой. Одна из причин этой заинтересованности – российская нефть по привлекательным дисконтным ценам. Африка становится все привлекательней со своими запасами ресурсов, но Европа не скоро начнет получать оттуда газ в желаемых объемах. Даже тот же Египет еще не подключен к европейской сети трубопроводов. Разговоры о начале поставок голубого топлива с Африки и о строительстве соответствующей инфраструктуры пропитаны политическими мотивами, а не экономическими.