Этика марксизма для чайников
Марксизм часто обвиняют в беспринципности (то есть, в зависимости моральной оценки от ситуации), в том, что для этого философского учения «цель оправдывает средства». В качестве классической работы по марксистской этике ссылаются на статью Л.Д. Троцкого «Их мораль и наша» (1938 г.). В ней пламенный революционер утверждает, что революционное насилие и все связанные с ним издержки оправданы, так как в перспективе ведут к освобождению человечества. Вот, к примеру, цитата из данной работы — «общество без социальных противоречий будет, разумеется, обществом без лжи и насилий. Однако, проложить к нему мост нельзя иначе, как революционными, т.-е. насильственными средствами». В этой цитате все составляющие налицо. Присутствует светлая цель – коммунизм, присутствуют и темные средства – ложь, экспроприации и убийства. Попробуем объяснить логику, которой руководствовались Л.Д. Троцкий в частности, и марксисты в целом.
Разные философские учения видят основу человеческой жизни по-разному. Например, натурфилософские учения считают человека частью природы, они – космоцентричны. Учения, принимающие Бога — теоцентричны. Марксизм же – социоцентричен. Это учение исходит из безусловного приоритета общества по отношению к человеку: «сущность человека — это совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс). Хотите счастливых людей? Делайте гармоничное общество.
Соответственно – рассуждают марксисты – все то, что движет общество к справедливому устройству является нравственным, и все те, кто ведут человечество к такому обществу – это нравственные люди. И наоборот. Все то, что препятствует развитию обществу – это безнравственно, и все те, кто является противником улучшения общества – это безнравственные люди.
Теперь конкретизируем данную установку в соответствии с классовой структурой общества. Вот, к примеру, класс богатых – он заинтересован в развитии общества? Марксисты отвечают — нет! Потому что именно благодаря несправедливости общественного устройства богатые получают свои максимы прибылей. За эту несправедливость они будут биться до последнего. А вот, к примеру, класс трудящихся. Заинтересован ли в развитии общества класс трудящихся? Марксисты отвечают — да! Потому что бедные трудящиеся люди расположены в самом низу социальной пирамиды и кровно заинтересованы в справедливости распределения благ. «Не надо ждать милостей, товарищи, не в этой, ни в следующей жизни – как бы говорят им марксисты. «Никто не даст нам избавленья — ни Бог, ни царь и не герой. Добьёмся мы освобожденья своею собственной рукой» (Интернационал). Классовая структура общества предполагает классовую борьбу, которая становится мотором социального прогресса.
Таким образом, трудящиеся люди во главе с пролетариатом, которому вообще «нечего терять, кроме своих цепей» (К. Маркс) — есть объективно хорошие люди, а капиталисты и их прихвостни – есть люди объективно плохие. С марксисткой точки зрения, классовая борьба это не только экономический или политический конфликт. Это еще и моральный конфликт, борьба добра со злом. И тут, как говорится, все средства хороши.
Добро должно быть с кулаками!