Казахстан за спиной России наращивает сотрудничество с НАТО
Когда в печатных СМИ, на интернет-ресурсах или российском телевидении начинают обсуждать тему ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности), которая преподносится как некий оборонительный военный союз, служащий укреплению безопасности его членов, и прежде всего России, автору становится как-то не по себе.
Напомню, что членами ОДКБ являются Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Армения, Беларусь, и создан это региональный военно-политический орган 15 мая 1992 года.
Понятно, что его членами являются государства, образовавшиеся после распада СССР и находящиеся в сфере российских национальных интересов. Вот только насколько эти страны действительно наши союзники.
Поэтому сегодня поговорим об отношении к нашему заклятому «другу» — североатлантическому альянсу, например, Казахстана, союзника по ОДКБ и имеющего с нами границу, протяженность которой 7598,8 км.
Вопрос этот не праздный, особенно в свете предстоящего вывода воинского контингента США из Афганистана, завершение которого совсем скоро — в сентябре 2021 года.
В Пентагоне не скрывают, что не хотели бы терять контроль над этой территорией и потому вынашивают намерения разместить хотя бы часть выводимого воинского контингента из Афганистана в соседних странах. И самый перспективный вариант — страны Центральной Азии.
И Казахстан очень даже подходящий вариант. Нур-Султан поддерживает активные контакты с НАТО и в июле 2021 года планирует провести на своей территории очередные военные учения «Степной орел» с участием войск США, Великобритании и Канады.
Целью этих учений – интеграция Вооруженных сил Казахстана со структурами США и других государств НАТО. И это не разовое мероприятие, подобные учения проходят ежегодно уже почти 20 лет.
При поддержке военных инструкторов из США и Великобритании
в 2000-м году был создан миротворческий батальон «Казбат», который в настоящее время уже превратился в бригаду «Казбриг».
Кроме того советники Пентагона и других стран НАТО активно действуют в нескольких центрах военной подготовки личного состава Вооруженных сил Казахстана.
В Казахстане, недалеко от его бывшей столицы Алматы, функционирует самая современная в Центральной Азии построенная США лаборатория, где разрабатывают военные биологические рецептуры.
Можно не сомневаться, что к гражданскому здравоохранению Казахстана эта лаборатория никакого отношения не имеет. В Штатах и не собираются скрывать факт того, что ведут активную биологическую программу на территории этой бывшей советской республики.
Мало того, на прошлой неделе на брифинге в Нур-Султане представители Пентагона сообщили, что именно их эксперты провели оценку работ и консультации по сбору (утилизации) неразорвавшихся боеприпасов в городе Арысь Туркестанской области Казахстана.
В 2019 там взорвались склады с советскими и, возможно, российскими боеприпасами. Казалось бы, кому как не российским военным, имеющим богатый опыт по их сбору и утилизации, доверить проведение этих работ.
Однако в Нур-Султане решили иначе, оценку нейтрализации последствий взрывов на арсенале в Арыси доверили специалистам американского отряда быстрого реагирования.
Представители из Пентагона выдали заключение, что очистить арсенал от снарядов удастся только за относительно долгий срок — два-три года.
Почему так долго? Да потому что тогда в Арыси на долгосрочной основе окопаются не только американские инженеры, саперы, но и другие специалисты, к примеру, представители разведки, радиотехнических войск, ВВС, ПВО, да и мало ли кто еще.
Город Арысь находится буквально в нескольких десятках километров от границы с Узбекистаном и связан с Ташкентом железной дорогой. Эта же дорога ведет к космодрому Байконур, который Россия арендует у Казахстана и продолжает активно использовать.
Именно Казахстан с начала операции Международных сил содействия безопасности в Афганистане помогал войскам западной коалиции в транзите военных грузов США и НАТО.
Эти грузы из Европы шли по Черному морю в порты Грузии, далее в Азербайджан, потом в казахстанский каспийский порт Актау, затем в Узбекистан и потом уже непосредственно в Афганистан. Скорее всего, что и в обратном направлении, покидая Афганистан, военные коалиции воспользуются проверенным маршрутом.
Именно в это же время инженерный корпус американских Сухопутных войск поделился своими планами, согласно которым в странах Ближневосточного региона и Центральной Азии, включая Казахстан, это ведомство намерено изучить потенциальных подрядчиков для строительства 20 объектов — аэропортов и сопутствующей инфраструктуры, автомобильных дорог — на сумму $240 млн.
Поэтому возникает очень серьезное опасение, что в Нур-Султане не будут сильно противиться размещению части выводимого из Афганистана воинского контингента на территории республики.
Об этом, кстати, совсем недавно предупреждал директор Службы внешней разведки (СВР) России Сергей Нарышкин. Он не стал назвать конкретно страну, с которой США сейчас ведут переговоры. Но прямо заявил:
«Мы понимаем и даже имеем информацию о том, что такие попытки предпринимаются и будут предприниматься. И очень рассчитываем, что не только партнеры, но и союзники по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) на такое не пойдут».
Вот только что-то слабо верится в то, что в Нур-Султане с должным пониманием отнесутся к его обращению.
Очень скоро президент РФ должен будет подписать закон о ратификации Договора о военном сотрудничестве между Россией и Казахстаном на ближайшие 10 лет, который уже одобрен в Совете Федерации.
Этот закон очень важен для России, поскольку закрепляет на новом уровне взаимные обязательства двух стран в обеспечении совместной безопасности.
Вот только «многовекторная политика» Нур-Султана и нарастающие его военные контакты с США позволяют усомниться в искренности казахстанских партнеров и надежности Казахстана как военного союзника.