«Рапира» ищет цели. Куда делись украинские танки?
«Противотанковая пушка «Рапира» и в самом деле немного напоминает это колющее холодное оружие. Длинный ствол, изящное защитное щитовое прикрытие, напоминающее гарду, точность «туше», так уважительно и с долей нежности описывают бывалые артиллеристы это орудие. Несмотря на возраст, исчисляемый десятилетиями, это оружие по-прежнему в строю и успешно бьет на фронтах Донбасса технику и живую силу украинских вояк.
100-миллиметровая противотанковая пушка МТ-12 «Рапира» — буксируемое противотанковое орудие, разработанное еще в конце 1960-х годов в СССР. Не так много в мире военной техники, которая бы оставалась в строю столько лет и выполняла все задачи в реальном бою. «Рапиру» называют гениальным советским изобретением и «снайперской винтовкой» среди ствольной артиллерии. Практически каждый полк или бригада в ДНР и ЛНР имеют в своем составе противотанковые подразделения, которые работают на «Рапирах». В эти дни противотанковые пушки ломали линию обороны ВСУ в п. Пески на северо-западе Донецка. О точности и эффективности пушки говорят подтвержденные средствами объективного контроля факты. Например, достижения лишь одного орудия за сутки — это уничтоженная боевая машина пехоты ВСУ, подбитые «мотолыга» и джип, взорванный склад боеприпасов и поврежденный миномёт калибра 82 мм у противника. О том, насколько напряженные и интенсивные бои, и как помогает в этом «Рапира», рассказал донецкий артиллерист одного из тербатов Александр. Когда началась война в Донбассе, Саше было всего двадцать, он воюет с самого начала, прошел путь от рядового до младшего лейтенанта и собирается дальше строить военную карьеру, поступив в Донецкое общевойсковое командное училище. Его семья осталась на пока еще оккупированной Украиной территории Донецкой области и Александр ждет, когда встретится с родными после долгой разлуки.
— Есть такое мнение, что противотанковые пушки «Рапиры» — это морально устаревший тип орудия, так как любой противотанковый ракетный комплекс превосходит ее в точности, дальности поражения, по пробиваемости брони и мобильности. Как считают эксперты, «по сравнению с ПТРК третьего поколения, которые работают по принципу «выстрелил и забыл», любое ПТО кажется настоящим анахронизмом». Согласен ли с этим?
— Не согласен. «Рапиры» еще рано списывать со счетов. Это универсальное орудие для любых наземных целей, включая бронированные. У нее хорошая дальность стрельбы, низкая стоимость производства, мощные снаряды. Артиллеристам она нравится за точность. Вообще все зависит от выполнения конкретной боевой задачи. Любая техника хороша в умелых руках и если есть боевое мастерство. «Рапира» способна доставить много проблем БМП, БТР, САУ и другим видами техники с легким бронированием, в том числе, и иностранного производства, которыми сейчас западные страны снабжают украинскую армию. Все перечисленное встречается на поле боя гораздо чаще, чем танки. Вполне эффективно «Рапира» работает и против танков. Но есть проблема – таких целей стало мало. Их практически нет.
— Что значит «нет целей»?
— У противника на нашей линии фронта возле Донецка осталось мало танков. Закончились, выбиты, повреждены, но обнаружить их в последний месяц не удается. Вероятно, остались единицы, спрятанные в капонирах, или они выведены дальше первых линий их обороны, но факт есть факт. Бьем и поражаем разные цели, а именно танков — не видим: ни обычных, ни «навороченных», никаких. Вообще, танки считаются техникой наступления, в обороне они уязвимы, так как сразу вычисляются и уничтожаются. Атакующий танк способен навести ужас на кого угодно. Представьте себе огромную махину, которая несется на скорости и бьет из пушки и пулеметов. А если это несколько танков? И тут мы возвращаемся к вашему вопросу: конкурирует ли «Рапира» с ПТРК «Джавелин» или «Энлав». Во-первых, эти американские и шведские ПТРК – весьма капризные штучки. То они не срабатывают, то быстро разряжаются аккумуляторы, то вообще не поражают цель по каким-то причинам. К тому же, «энлавы» одноразовые. Сравнивать их с пушками даже некорректно. Ведь «Рапиры» надежные, неприхотливые, имеют высокий темп стрельбы (10 выстрелов в минуту), не сложны в эксплуатации, не требуют от артиллеристов каких-то суперусилий, чтобы научиться стрелять и поражать цели. Достаточно нескольких часов теории и практики на полигоне, чтобы обучить расчет пользоваться орудием. Во-вторых, «Рапиры» показывают отличные результаты по пробиваемости украинской техники и не только. Кроме поражения бронетехники, огневых точек и укрытий противника, можно бить и по скоплениям живой силы. В-третьих, можно вести огонь как прямой наводкой, так и стрелять с закрытых огневых позиций, укрытых от наземного наблюдения. Главное, это правильный выбор позиции, умелая маскировка, корректировка и точность. Есть свои особенности при стрельбе с закрытых позиций. В реальном бою надо быстро реагировать на разные моменты при поражении как подвижных, так и неподвижных целей. Бить по движущейся цели гораздо тяжелее, так как надо учитывать направление движения и скорость бронемашины или танка. При наведении орудия тоже есть разные нюансы, такие как «боковое упреждение», к примеру.
— А что это простыми словами?
— Это когда орудие наводят в точку, выбранную впереди танка с таким расчетом, чтобы и танк к ней подошел, и снаряд прилетел в эту точку одновременно. Для поражения танка выгодно иметь отлогую траекторию снаряда. Она обеспечивает лучшую пробиваемость брони снарядом. Если говорить о боекомплекте орудия, то и тут есть выбор и преимущества в сравнении с иностранными ПТРК. Для «Рапиры» есть нескольких типов боеприпасов. Например, бронебойные нужны для уничтожения танков, САУ и других. Выстрел с кумулятивно-осколочным снарядом предназначен для огня прямой наводкой по целям с более мощной бронезащитой. Часто применяются и осколочно-фугасные снаряды. Можно говорить об относительной дешевизне таких боеприпасов на фоне дорогих «Джавелинов».
— Недавно смотрела какое-то видео, где украинские артиллеристы взгромоздили пушку на бронемашину и заявили, будто это позволит им вести стрельбу быстрее и точнее. Знаешь об этой истории? Что думаешь?
— Конечно, видел эту странную самоделку. Украинские вояки установили противотанковую пушку «Рапира» на тягач и пафосно назвали конструкцию «новой самоходной артиллерийской установкой». К «мотолыге» они еще прикрепили станины, чтобы во время стрельбы сохранялась устойчивость конструкции. Очень много вопросов к этим «изобретателям». Сколько пушка успеет сделать выстрелов, чтобы самоделка развалилась на куски? Сколько протянет двигатель тягача МТЛБ и другие его части от ударного воздействия? Кустарно есть кустарно, это все делается от бедности, а не от ума. Значит, противник испытывает нехватку техники или избыток свободного времени. Можно сказать с юмором — «Рапира» на мотолыге не предназначены друг для друга. Советские конструкторы были умными людьми, когда создавали «Рапиру», я очень много читал о ней и разных технических решениях, почему было создано так, а не иначе. Поэтому украинские «апгрейды» советской техники выглядят странно и смешно. Нагородили пушку на тягач. Даже не подумали, что в итоге получилась большая, неуклюжая одоробла, которую тяжело замаскировать. Ее видно издалека, приметная мишень получилась. То ли дело – наша «Рапира», пушечку прикатили, в кустах спрятали, сеткой завесили. Все же думаю, украинцы такое мастерят из-за дефицита техники. Много у них повыбито в ходе спецоперации, а иностранное не все могут применять, нужны и навыки, и опыт, и интеллект.
Тем не менее, я не считаю украинских артиллеристов такими уж болванами. Они научились и грамотно стрелять, и первыми применяли беспилотники в связке с конкретными орудиями, и опыта войны за восемь лет у них накопилось достаточно. Просто сейчас они стали мишенями, и это им сильно не нравится. Все-таки привыкли они к безнаказанности за время псевдо-перемирий, когда они били, а мы молчали, потому что соблюдали режим прекращение огня. Теперь идут настоящие бои, а не игры «в поддавки». А в боях все решает мастерство и сильный дух: или они есть – и ты побеждаешь, или их нет. Можно дать в руки любое супероружие, но оно не поможет, если ты не можешь, не хочешь и боишься. А можно и со старенькой «Рапирой» творить чудеса.
Для справки: Пушку «Рапира» иногда называют снайперской винтовкой в артиллерии — за точность её выстрелов. Орудие использовалось во множестве вооруженных конфликтов и везде зарекомендовало себя как эффективное и универсальное. «Рапира» имеет довольно компактные габариты, весит около трех тонн. Простая конструкция обеспечивает быстрый перевод в боевое положение после отцепления от тягача, для этого достаточно развести станину, опустить нижнюю створку бронещита и установить прицел. Время перевода противотанковой пушки из походного положения в боевое около минуты. Снаряды подаются вручную. Перед открытием огня затвор открывается вручную, затем, после выброса первой гильзы, эта операция проходит в автоматическом режиме. По прибытии на позицию артиллеристы разводят станины для большей устойчивости. Нижний броневой щит обеспечивает защиту расчета и механизмов от поражения осколками и пулями. Расчет открывает смотровые окна в щите и устанавливает прицельные приспособления. В состав расчета противотанковой пушки входят: командир орудия, руководящий действиями расчета, наводчик, работающий у прицелов, заряжающий и снарядные.