Литва после разрушения СССР: особенности неоколониального образования
Внешнеполитическая практика Литвы давно свелась к обслуживанию «вашингтонского обкома» и «брюссельского райкома»
Источник изображения: fondsk.ru
История литовской государственности уходит в глубь веков. Великое княжество Литовское – особая гордость местных националистов. Рассказывая об империи, простиравшейся от Балтийского до Чёрного моря, они предпочитают не вспоминать о преимущественно славянском составе державы литовских князей. Несколько веков они соперничали с московскими государями за право быть новым центром собирания земель разгромленного монголо-татарами Древнерусского государства. Очень неудобная тема – причины исчезновения литовской государственности, о «восстановлении» которой группа самозванцев объявила во время Гражданской войны.
Деиндустриализация Литвы – тоже неудобная тема. В наследство от СССР Литовской Республике достался великолепный промышленный потенциал. Старожилы подтвердят: из Прибалтики в союзном государстве делали образцово-показательный регион – «витрину социализма» с высоким уровнем жизни, передовыми технологиями, с высокой концентрацией НИИ, учреждений культуры и всего остального, что призвано было обеспечить развитие человеческой личности.
«Декоммунизация», устроенная местными властями, стала погромом Литвы. От промышленности Литовской ССР почти ничего не осталось. Фабрики и заводы, объекты энергетики подверглись целенаправленному уничтожению.
Яркий пример – Игналинская АЭС, закрытая в угоду западноевропейским зелёным к немалой радости скандинавских поставщиков. Обработка общественного мнения оказалась столь эффективной, что население проголосовало против планов правительства построить новую АЭС.
Мажейкяйский НПЗ – тоже яркий пример неоколониального характера литовской экономики. Как и все крупные промышленные объекты, он был построен Советским Союзом с объёмом переработки, кратно превышавшим потребности Литовской ССР. Сейчас всё это в руках поляков: 100% акций Orlen Lietuva принадлежат польской PKN Orlen.
Скандинавские банки составляют основу банковской системы новой прибалтийской колонии. Телекоммуникационная сфера, как и прочие сферы с хорошей нормой прибыли, находятся почти исключительно в собственности западных владельцев.
Порт Клайпеду (бывший Мемель) при всех эксцессах «декоммунизации» Германии не вернули. Будущее этого инфраструктурного узла находится под большим вопросом (порт специализировался на перевалке белорусских грузов). 11 августа Александр Лукашенко провёл специальное совещание, посвящённое созданию портовых мощностей для экспорта белорусской продукции. В первую очередь обсуждалась перевалка калийных удобрений: ежегодно через Клайпедский порт в третьи страны отгружалось около 10-11 млн тонн госпредприятия «Беларуськалий». Сейчас Литовские железные дороги потеряли на калийном эмбарго 20-25% своих грузов. Клайпедский порт из-за блокировки ввоза белорусских нефтепродуктов и хлоркалия лишился 35% грузов. Только за апрель объём сыпучих грузов рухнул на 73% к уровню апреля прошлого года. Правительство Литвы объявило грузы из Белоруссии… «угрозой для национальной безопасности».
Клайпедский терминал навалочных грузов (Biriu kroviniu terminalas), в котором «Беларуськалий купил 30% акций и планировал крупные инвестиции, уволил 136 из 141 своих сотрудников. Белорусский транзит пойдёт теперь через Ленинградскую область. Там запланировано строительство нового порта – белорусского.
«Мало того, что эти санкции незаконно ввели, так еще и фактически забрали вашу собственность», – возмутился Лукашенко. Он поручил выработать меры воздействия на литовских рейдеров, которые «отжали» белорусскую собственность в клайпедском терминале.
Энергетический кризис в Литве – сугубо рукотворный. Закрытие Игналинской АЭС, которая производила более 88% электроэнергии республики, стало сокрушительным ударом и по экономике, и по социальной сфере. За энергетический импорт и предприятиям, и обывателям приходится платить больше. Идея лоббистов этого решения состояла в привязке Литвы к Западу. Требовалось максимально повысить внешнюю зависимость, что и сделал «импортированный» из США в президентское кресло Валдас Адамкус. Во время Великой Отечественной войны он служил гитлеровцам, был порученцем в карательном подразделении Антанаса Импулявичюса по прозвищу Минский Мясник.
Курс Адамкуса продолжила его сменщица в президентском кресле Даля Грибаускайте. Сменивший её Гитанас Науседа горячо поддержал идею санкций против России и Белоруссии – от визовых до энергетических. Как бывший преподаватель факультета экономики Вильнюсского университета и обладатель докторской степени, Науседа прекрасно понимает последствия своих действий для Литвы. Так что у литовских проблем – политических, экономических, социальных – есть и фамилии, и должности.
Деиндустриализация, технологическая деградация, демографический обвал, обнищание широких масс, безработица, упадок науки и культуры – всё это литовские этнократы либо замалчивают, либо преподносят как достоинства. Когда такие приёмы не работают, виновником назначается Россия и начинается «охота на ведьм».
Наличие в Литве политзаключённых (Альгирдас Палецкис, Алексей Грейчус и другие) красноречиво говорит о состоянии прав и свобод в этой республике-этнократии. Война с православием, исторический ревизионизм и война с памятниками лишь усиливают неприглядность жизни.
Внешнеполитическая практика Литвы давно свелась к обслуживанию «вашингтонского обкома» и «брюссельского райкома». Свежий пример – острый конфликт Литвы с Китаем из-за Тайваня. Значимость КНР для литовской экономики трудно переоценить. Поставки товаров и комплектующих, транзит позволяли поддерживать уровень потребления, содержать рабочие места, наполнять казну. Однако литовские воротилы от политики, чтобы выслужиться перед США, презрели интересы граждан и плюнули в сторону Пекина.
Конфликт карлика с гигантом (Литвы с КНР) усугубил катастрофу литовской внешней политики. Вильнюс находится в непростых отношениях со всеми своими соседями. Недавняя блокада Калининградской области провоцировала войну России с НАТО. Даже с Польшей и Латвией литовские этнократы находят поводы для недоразумений и конфликтов.
И нет ничего удивительно в восприятии Литвы на международной арене как геополитической проститутки. Символическим выражением этого стало вывешивание флагов ЛГБТ в центре Вильнюса вместе с флагами Украины и БЧБ-флагами белорусской оппозиции. А в Израиле даже использовали флаги Литвы вместо радужных флагов содомитов при проведении гей-парада.
Петр Дмитриев, ФСК
Читайте нас в