Россия сделает порт Усть-Луга самым крупным в Европе и лишит Прибалтику всех доходов от транзита
Чуть менее семи лет назад в российском Минтрансе приняли, как оказалось потом, судьбоносное решение, изменившее транспортные и транзитные потоки в Европе – в Ленинградской области началось строительство порта Усть-Луга.
По большому счету решение о строительстве порта было вынужденным. Стоит вспомнить, что в 2014 году состоялось присоединение Крыма к России и страны Запада в «едином порыве» объявили РФ санкции.
Более всех по части санкций лютовали прибалтийские республики, через которые проходил основной поток экспортных российских грузов.
В России после такой тотальной санкционной атаки крепко призадумались о целесообразности сотрудничества с такими государствами, которые душат санкциями и при этом им приходится платить огромные деньги за транзит своих грузов.
Россия тогда, как вы все помните, на санкции ответила продуктовым эмбарго. Но самым сильным ударом стало строительство порта в Усть-Луге.
Вместе с тем как росли терминалы на российском берегу Балтики, тем меньше грузов шло через порты Литвы, Латвии и Эстонии. На первых порах снижение было небольшим и прибалты его не чувствовали, но к 2019 году грузопоток упал в разы и сильнее всего это почувствовали в Латвии. Один только Рижский порт терял миллионы евро из-за потери транзита российского угля.
Переломным же оказался 2020 год. Россия к этому времени построила большую часть терминалов в Усть-Луге. Модернизировала подъездные пути и заключила договоры о перевозке грузов через свои порты с Казахстаном и Китаем. Раньше грузы из этих стран по большей части шли через Литву и Латвию.
Удар по Прибалтике оказался таким сокрушительным, что прибалты наступили на горло своей антироссийской политике и захотели договориться с Москвой о возобновлении хотя бы части транзита. Российский Минтранс и правительство РФ ответили молчанием – договариваться было не о чем: Россия сама решает куда и через какие порты ей возить грузы.
Общую картину падения усугубило решение Белоруссии отправлять свои нефтепродукты через территорию России в обход Прибалтики.
В результате уже сегодня через Усть-Лугу ежегодно проходит более 110 млн. тонн грузов, что больше чем переваливают вместе все взятые порты Латвии и Эстонии.
Но это далеко не предел для Усть-Луги. В порту готовятся ввести в действие еще несколько терминалов. Кроме этого, Белоруссия получила разрешение на строительство своего терминала в Усть-Луге.
С учетом этого Усть-Луга сможет без напряга переваливать каждый год около 180 млн. тонн грузов. А это в сумме перекрывает возможности всех прибалтийских портов, включая литовскую Клайпеду, латвийские Ригу, Лиепаю, Вентспилс и эстонский Таллинн и, как следствие, они теряют деньги за транзит грузов.
И это без учета грузопотоков через другие порты России на Балтике – Калининград, Санкт-Петербург, Высоцк, Приморск, Выборг, в которых, кстати, инфраструктура также не стоит на месте и постоянно совершенствуется. Так сжиженный газ Литва по большей части получает из порта Высоцк, где уже несколько лет функционирует терминал СПГ.
На быстро растущий порт Усть-Луга уже с опаской поглядывают Гамбург, Амстердам и Гданьск – крупнейшие европейские порты, вдруг он и у них начнет перехватывать часть грузов?
А вы как думаете?
Высказывайтесь в комментариях! Буду рад их услышать и готов обсуждать и спорить.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь с друзьями и комментируйте прочитанное – ваше мнение очень ценно.