Жара под 40 градусов, постоянно хотелось пить: как советские войска освободили Кишинев
24 августа 1944 г. 5-я ударная армия под командованием генерала Н.Э. Берзарина окончательно вытеснила нацистов из Кишинева. О том, как это было, вспоминает ветеран 273-го стрелкового полка 89-й гвардейской Белгородско-Харьковской краснознаменной стрелковой дивизии Сергей Павлович Семенов:
«Задача полкам была своеобразной — преследовать врага в направлении вдоль дороги Оргеев — Кишинев, сбивать его прикрытия, сидеть у него «на плечах». Это скорее всего был марш-преследование. На отдельных рубежах немцы на какое-то время открывали огонь из артиллерии и стрелкового оружия. Гвардейцы останавливались, наносили ответный удар, и противник откатывался. Хорошо помогала нам авиация. Наши «соколы» господствовали в воздухе. Чтобы по случайности самолеты не нанесли урон своим подразделениям, а такое иногда на войне бывало, с ними поддерживалась радиосвязь. Дополнительно с земли командиры рот посылали в воздух условленного цвета ракеты. Двигались танки, пушки на конной тяге и в пешем порядке пехота. Этому роду войск было более всех трудно. Кроме риска быть убитым или раненым, у стрелков еще был враг — это августовская жара градусов под сорок и пыль, пыль, белая и желтая. Обмундирование у солдат превратилось из защитного, зеленого, в белое, выцветшее. Хотелось постоянно пить.
Спасибо молдавским людям. Видно, исторически они на перекрестках дорог строили колодцы, а рядом с ними устанавливали православный крест с распятием. Солдаты утоляли жажду и благодарили местное население за водичку, наполняли ею свои баклажки. Конечно, боялись отравы, но колодцы сначала осматривались и проверялись военными медиками.
Наконец, преодолев очередной перевал, гвардейцы увидели внизу зеленый, с невысокими белыми домами город. Это и был Кишинев, столица Молдавии. 273-му стрелковому полку нужно было его взять, освободить. Соседние полки дивизии, 267-й и 270-й, пошли правее, очищая от врага предместья.
Бой был скоротечным. Оборона, спешно созданная немцами по реке Бык, была прорвана, и уже поздно вечером полк ворвался в город. Гвардейцы, забыв об усталости, прочесывали улицы и дворы от противника. К утру 24 августа Кишинев был освобожден полностью от трехлетней фашистской оккупации. В центре города комсомольцы Матвеев и Тарасов на одном из высоких зданий водрузили красный стяг. Видел, как немецкий старший офицер строил своих подчиненных и докладывал командиру 1-го батальона капитану А.И. Бельскому о готовности его группы следовать в плен. И здесь присущий немцам педантизм.
Ранним утром из подвалов домов появились первые жители. Это в основном были женщины и дети. Они увидели своих освободителей лежащими на траве, уставших, спящих, с разутыми ногами. Женщины ахали и охали. Появились емкости с водой. Солдаты опускали ноги в тазы и ощущали большое блаженство.
Размотав обмотки и сняв ботинки, я не узнал своих ног. Они так сопрели, что ступни стали какого-то синюшного цвета. С Петром мы также воспользовались услугами горожанок. Их водичка оказалась для воинов настоящим лекарством. Помогли и наши санитарочки. Кое-кому из бойцов пришлось делать на ногах перевязки. Вскоре прибыла походная кухня. Подзаправившись горячей пищей, гвардейцы после короткого двухчасового привала снова включились в марш-преследование.
Хочется сделать небольшое отступление.
Пройти за одни сутки с боями, в условиях страшной жары более сорока километров в полном снаряжении — это был подвиг советского солдата, достойного потомка суворовских богатырей. Историки Великой Отечественной правильно, справедливо отмечают тот факт, что на фронте для выполнения боевых задач требовались не только смелость и отвага, а и большой, постоянный неимоверный солдатский труд.
Это показала сполна Ясско-Кишиневская операция.
Ясско-Кишиневская операция. 20-29 августа 1944 года
Источник: Меменов С.П. Освобождение Кишинева (август 1944 г.) // Педагогический Вестник — 1998 — № 3 — С. 152–153