От производства к мародёрству: как Украина потеряла свое с/х машиностроение, а Россия его сохранила
С началом специальной военной операции на территории бывшей Украины открылся новый фронт – тракторный. Если в феврале часто мелькали новости об использовании тракторов для эвакуации брошенной военной техники, что стало элементом пропаганды, то теперь не проходит и недели без сообщений о подрыве тракторов на минах. При этом трактор, как и танк, стали на Украине одноразовыми изделиями, а их производство утрачено.
Проиллюстрировать гибель украинского сельхозмашиностроения можно на примере Харьковского тракторного завода, а понять, почему Россия не повторила судьбу Украины поможет история Петербургского тракторного завода. Объединяет эти два предприятия не только схожая продукция – тракторы с шарнирно-сочленённой рамой, – но и один и тот же человек – Сергей Серебряков, – который управлял ХТЗ, а теперь и руководит ПТЗ.
Начать экскурс в историю ХТЗ нужно, пожалуй, с главной новости: заводу сильно досталось ещё в конце февраля, а 14 июля группа DCH украинского олигарха Александра Ярославского сообщила о полном разрушении ХТЗ и списала его со своего баланса. Впрочем, ракеты и артиллерия поставили точку в затянувшейся агонии предприятия, предсмертные муки которого усиливались по мере разрыва кооперационных связей с Россией.
Ещё в далёком 2007 году владельцем завода стала Development Construction Holding (DCH) Александра Ярославского. В том же году он передал часть акций ХТЗ своему стратегическому партнёру – российской группе ГАЗ, которой владеет Олег Дерипаска. Однако Ярославский сохранил за собой блокирующий пакет акций. В 2007 году на ХТЗ приехали управленцы из России включая упомянутого выше Сергея Серебрякова.
Предприятие развивалось: ежегодно выпускали примерно по 1,5 тыс. тракторов, разрабатывали новые машины, была восстановлена кооперация с российскими поставщиками, заводу даже удавалось пролоббировать предоставление налоговых льгот для с/х машиностроения. Основным рынком сбыта для ХТЗ была Россия.
Но в 2014 году начались проблемы: новая киевская власть пожелала восстановить на ХТЗ производство военной техники, а российский капитал и менеджмент стали для этого преградой. Серебряков ушёл из ХТЗ в ПТЗ в июле 2013 года, экспаты покинули ХТЗ в 2014 году, оставив его единственным машиностроительным предприятием Украины, которое принесло в том году прибыль. Российский капитал с ХТЗ изгнали в апреле 2016 года, когда Ярославский выкупил акции у Олега Дерипаски. Спустя два месяца СБУ сообщила о пресечении попытки «менеджмента российской промышленной групп» уничтожить ХТЗ: якобы новый генеральный директор (на самом деле, старый, он руководил предприятием до партнёрства с ГАЗ) завода Андрей Коваль готовил заводское оборудование и конструкторскую документацию к вывозу в Россию. Коваля отстранили, предприятие остановилось.
Планировался вывоз оборудования или нет – не ясно. Но в 2015 году «заботившаяся» о ХТЗ украинская власть отменила налоговые льготы для с/х машиностроения. Предприятие, столкнулось сразу с целым букетом проблем, среди которых:
- Кадровая чехарда и юридическая неопределённость;
- Разрыв кооперационных связей с Россией;
- Рост задолженности перед своими сотрудниками;
- Отмена налоговых льгот;
- Уголовное преследование директора предприятия;
- Постепенная потеря российского рынка.
Как итог – в 2016 году ХТЗ, накопив сотни миллионов гривен долгов, подал на банкротство. В 2017 году Ярославскому удалось договориться с украинской властью: с Андрея Коваля сняли все обвинения, он вернулся на своё рабочее место. Завод в 2017 году перезапустили, но он выпустил уже не пиковые для «десятых» годов 1600 тракторов, а 794 машины (ПТЗ собрал 2008 тракторов). До тысячи машин в год после вмешательства СБУ в работу предприятия завод так и не дотянул.
Пока Ярославский, Дерипаска и постмайданная власть боролись друг с другом в России – главном покупателей техники ХТЗ – многое успело измениться.
Во-первых, в 2 раза девальвировал рубль, что взвинтило цены на импортную с/х технику, сделав выгодным производство машин в России.
Во-вторых, в 2016 году был введён утилизационный сбор на с/х технику, что стало ещё одним барьером для доступа иностранной с/х техники на российский рынок, а заодно повысило конкурентоспособность российских производителей.
Заодно правительство стало активно субсидировать не только фермеров, но и машиностроителей, а льготный лизинг сделал технику доступнее. В 2018 году дороги России и ХТЗ окончательно разошлись: в Ростове-на-Дону началась серийная сборка под брендом RSM русифицированных канадских тракторов Бюллер Версатайл двухтысячной серии. Одновременно под руководством Серебрякова началась модернизация Петербургского тракторного завода. Оба завода выпускают шарнирно-сочленённые тракторы, поэтому ХТЗ с его машинами оказался третьим лишним. 1 ноября 2018 года ХТЗ вместе с Ярославским оказались под российскими санкциями. ХТЗ выпустил 900 машин против 2375 у ПТЗ.
Из-за санкций ХТЗ утратил доступ к российским двигателям ЯМЗ и иным агрегатам. На месте Харьковского завода тракторных двигателей к тому времени уже 10 лет как находится торгово-развлекательный центр, поэтому ХТЗ перешёл на двигатели Минского моторного завода, но предприятие не спасло ни кооперация с белорусами, ни проведенная на деньги Ярославского модернизация.
Киеву – где к тому времени не осталось ни одного лоббиста украинского машиностроения – украинские тракторы окончательно перестали быть интересными. В марте 2021 года ХТЗ обязали выплатить 401 млн гривен долга государству, что и добило предприятие раньше российских ракет. К тому моменту украинский рынок с/х техники окончательно захватили иностранные машины, включая бывшие в употреблении.
Площади предприятия с октября 2021 года стали застраиваться в рамках реализуемого Ярославским проекта «Экополис-ХТЗ» – гордо именуемого «бизнес-парком высоких технологий», где ХТЗ было уделено место «якорного резидента индустриального кластера». «Экополис» создавался по инициативе Зеленского в качестве украинского аналога Кремниевой долины. Однако в итоге вместо Кремниевой долины у Зеленского получилась свалка строительных отходов. Одновременно с началом реализации проекта «Экополиса», «Ростсельмаш» приступил к строительству первого в постсоветской истории России тракторного завода мощностью 5 тыс. машин в год.
А оборудование с ХТЗ в итоге вывезли, но не в Россию, а в Румынию, где Ярославкий неподалёку от Ясс попытается создать производство сельскохозяйственной техники, которая оказалась ненужной Киеву и лишней для Москвы, уставшей от абсолютной недоговороспособности постмайданной власти, которая на своём излёте в 2022 году нашла в себе силы лишь для кражи у «Ростсельмаша» 11 комбайнов с жатками, окончательно перейдя от производства к мародёрству.
Источник: "Украина.ру".