Роль Путина в битве между глобализмом и суверенитетом. Мнения западных экспертов

Роль Путина в битве между глобализмом и суверенитетом. Мнения западных экспертов

У незападного мира есть основания скептически относиться к мотивам провозглашаемых Западом идеалов свободы и демократии. «Если Россия потерпит неудачу, все ставки на 21-й век будут сняты. Если Россия добьется успеха как национальное государство в семье наций, то во многом этим успехом она будет обязана одному человеку, Владимиру Владимировичу Путину», — из журнала Time, «Путин-человек года» 2007 г.

Восхищайтесь им или презирайте его, но российский президент наложил свой отпечаток на 2022 год. Вторгнувшись на Украину и бросив вызов Западу, Владимир Путин изменил мировой политический и экономический ландшафт. Он накрыл стол для постамериканского многополярного мира. Историки будущего будут говорить о мирах до и после 2022 года. Путин сменил трагикомичного Бориса Ельцина на посту президента в 1999 году. Он предотвратил распад Российской Федерации, а в этом году нанес смертельный удар по расширению НАТО в сердце Евразийского континента. То ли намеренно, то ли случайно, он также подложил бомбу под глобальную долларовую систему.

Западные правительства представляют эту эпическую опосредованную войну с Россией как битву между демократией и авторитаризмом. С ограниченной западной точки зрения это очевидный и коммерческий нарратив, но большая часть незападного мира не покупается на него. Большинство стран Востока и глобального Юга рассматривают конфликт на Украине как битву между глобализмом и суверенитетом. Утверждается, что глобализация по западным правилам привела к уменьшению способности национальных правительств управлять своей экономикой и влиять на нее, особенно, с точки зрения, макроэкономического управления. Это также привело к снижению способности стран определять свои собственные политические структуры. Война на Украине заставила страны Евросоюза с опозданием осознать, что Европейская комиссия определяет внешнюю политику ЕС. У незападного мира есть основания скептически относиться к мотивам провозглашаемых западными идеалами свободы и демократии.

После распада Варшавского договора Организация Североатлантического договора (НАТО) вместо того, чтобы последовать его примеру, превратилась в то, что фактически является силовым инструментом глобализма и его основой: система (нефте)доллара, SWIFT, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Уолл-стрит и лондонский Сити. Оперативный театр НАТО в настоящее время расширился далеко от своих атлантических корней. В настоящее время он активен в Африке, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.

Нет плана Б. После того, как российские танки вкатились на Украину, Запад конфисковал российские резервы на миллиарды долларов и в одностороннем порядке исключил страну из глобальной долларовой платежной системы Общества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT). Никакого суда не было. Запад также конфисковал частную собственность и яхты у всех, у кого был российский паспорт. План США и их союзников-атлантистов из ЕС был достаточно прост: позволить Украине вести опосредованную войну против России до тех пор, пока российская экономика не рухнет или Путина не сменят в ходе кремлевского путча. План, по-видимому, не был разработан с помощью строгого теста «что, если», что может объяснить, почему не было плана Б.

Что, если устойчивость российской экономики и ее военной машины была недооценена? Что, если Россия полностью или частично прекратит экспорт энергоносителей? Россия является одним из ведущих мировых экспортеров сырьевых товаров. Откуда ЕС будет брать энергию? Что было бы, если бы Китай, Индия и Саудовская Аравия не подписались под этим планом? Просчет имел катастрофические последствия. В начале войны украинская армия была второй по численности в Европе. Украина провела последние восемь лет, интенсивно укрепляя Донбасс по стандартам НАТО. Военные обозреватели сравнили ее с современной версией линии Мажино времен Первой мировой войны.

Через шесть месяцев войны Украина потеряет треть своей территории, более 100 000 человек убитыми или ранеными, что превышает общую численность британской армии. Сообщается, что Россия потеряла 15 000 человек. Уже одно это гарантирует, что русские получат высокую цену с Украины и с Запада.

Реализм догоняет идеализм. Россия также преобладает на экономическом фронте. Она получила миллиарды долларов дополнительного дохода от роста цен на топливо. Нефть, запрещенная ЕС, нашла активных покупателей в Азии и других странах. Рубль почти удвоился в цене, а евро упал. В марте этого года евро стоил 145 рублей. В августе он упал до 58 руб. Рубль стал самой эффективной валютой в 2022 году. Ущерб от самоповреждающих санкций против России растет с каждым днем. Немецкие промышленники предупредили, что их страна без дешевой российской энергии может столкнуться с распадом своей бизнес-модели. В августе британский валовой национальный продукт продемонстрировал самое большое снижение за 300 лет. Экономисты прогнозируют инфляцию в Великобритании на уровне 18% в конце этого года.

В первые дни войны лидеры ЕС демонстрировали решимость лидеров военного времени, вызывающе заявляя, что они защищают демократические ценности и свободу. Если санкции вызовут экономические трудности, пусть будет так. Средства массовой информации, как левые, так и правые, а также государственные, продемонстрировали редкое единодушие, изображая Путина как нового Распутина. Когда экономическая реальность сказала свое веское слово, руководство ЕС действовало как олень в свете фар. То Брюссель ввел санкции против российской нефти, то на следующий день обвинил Россию в «шантаже» за сокращение поставок газа. Посылая Украине оружие для убийства российских солдат, Брюссель протестовал против того, что Россия использует нефть как оружие.

Для молодой и неопытной политической элиты Европы подкалывание России и допуск новых государств в НАТО было частью (политической) игры. Но ввязываться в полномасштабную борьбу с Россией было нельзя. Лидеры ЕС, многие из которых были малышами во время холодной войны, столкнулись с крупнейшей экономической, финансовой и геополитической перестройкой со времен Второй мировой войны.

Назад к золоту. По мере того, как становится очевидным, что война с Россией имела много непредвиденных последствий, в едином западном фронте появляются первые трещины. «Неважно, кто выиграет Украину, Америка уже проиграла», — озаглавил свою статью влиятельный американский журнал The National Interest в минувшие выходные. Он указывал на новый союз между Россией и Китаем, крупнейшим в мире экспортером сырьевых товаров и крупнейшим мировым производителем промышленной продукции соответственно.

Вместо того, чтобы изолировать Россию, Запад изолировал себя от большинства стран, в которых проживает 80% населения мира. Россия взяла на себя инициативу в разработке ориентированной на Азию валюты в качестве альтернативы глобальной долларовой системе. Встряска долларовой системы была неизбежна в долгосрочной перспективе (мировой долг, номинированный в долларах, составляет около 300 триллионов долларов, и его невозможно раскрутить без серьезной финансовой перезагрузки), но исключение России из долларовой системы усугубило проблему.

Конкурентом доллару, скорее всего, будет только цифровая валюта, обеспеченная золотом и сырьевыми товарами. Вероятно, в нем примут участие богатые природными ресурсами страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), восемь членов Шанхайской организации сотрудничества, а также Саудовская Аравия, Иран и Нигерия. Если рост рубля является каким-либо признаком, новая валюта приведет к резкому росту цен на нефть, золото и другие товары как в евро, так и в долларах.

ЕС и даже США пожалеют о том дне, когда горстка западных идеологически движимых политиков взяла на себя смелость сорвать Минские соглашения. Нейтральная Украина могла бы привести к дальнейшему развитию непрерывной евразийской экономической зоны. Учитывая ее географическое положение и богатые ресурсы, Украина могла бы стать естественным центром китайской инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП). Когда пыль вокруг Киева уляжется, ОПОП постепенно вернется в прежнее русло и будет включать в себя то, что осталось от Украины. И вместо того, чтобы быть нейтральной, безопасность Украины теперь будет зависеть от России, а не от НАТО.

ЯН КРИККЕ