Бессмысленное накопление: о споре Центробанка и Минфина
Аналитики Банка России ответили на предложенные Минфином варианты модернизации бюджетного правила. Они сочли цену отсечения в 60 долларов за баррель нефти завышенной и предложили не повышать её, сохранив на текущем уровне в 44,2 доллара за баррель.
Бюджетное правило – это инструмент, который позволяет запасать деньги от продажи нефти в Фонде национального благосостояния (ФНБ), покупая валюту, а затем расходовать их в случае обрушения цен на нефть. Вот как раз о цене отсечения спорят Минфин и ЦБ.
Первый – несмотря на всю свою рачительность – предлагает поднять эту цену с текущих 44,2 долларов за баррель до 60 долларов за баррель, что позволит направлять больше денег в бюджет, а не в ФНБ. Второй предлагает ничего не менять и вернуться к практике создания финансовых резервов.
Пока что этот спор имеет теоретический характер: на этот год действие бюджетного правила приостановлено. Что будет в следующем году не ясно.
Аргументы ЦБ просты: несмотря на высокие мировые цены на нефть, Россия её продаёт с большими скидками (вплоть до 30-35 долларов за баррель), поэтому повышение цены отсечения будет означать отказ от пополнения ФНБ. У Минфина своя логика: ему важно чтобы дебет и кредит федерального бюджета сходился.
В текущих реалиях позиция аналитиков ЦБ выглядит издевательством.
Во-первых, практика создания валютных резервов себя, мягко говоря, не оправдала. 300 украденных миллиардов в долларах и евро тому лучшее доказательство.
Во-вторых, инструментов, пригодных для накопления, практически не осталось. Хранить в долларах, евро, иенах и швейцарских франках невозможно и опасно – деньги украдут. Валюты других стран (дирхамы, юани, лиры) для накопления непригодны. В Турции годовая инфляция по итогам года составит 80%, а Пекин никаких гарантий отказа от девальвации юаня России не предоставит. Даже тот же евро растерял свой 20-летний рост и теперь дешевле доллара. В общем, часть накоплений будет «съедено» инфляцией.
В-третьих, непонятно для чего копить. Вызовы перед Россией угрожающие, а возможности безграничны. Всё, что связано с природным газом, находится в Европе под угрозой остановки: 70% азотных мощностей Евросоюза уже стоят, производство премиальных стеклянных изделий остановлено. В таких условиях нужно не копить, а ускоренно инвестировать: мощностей в России для покрытия дефицита удобрений на европейском рынке нет, но они есть в ЛНР и ДНР – горловский «Стирол» и северодонецкий «Азот».
Так что в споре двух не слишком приятных субъектов я займу сторону Минфина. Если уж консервативность мышления не позволяет отказаться от бюджетного правила, то пусть хоть цена отсечения будет максимальной.
А вообще с независимостью ЦБ пора заканчивать: денежно-кредитная политика должна быть инструментом развития, а не средством вечной стабилизации. Так можно дойти до крайней формы стабильности под названием «стабилиздец».