Молдавское кино сегодня не подает даже признаков жизни
Созданная в 1952 году киностудия «Молдова-фильм» долгое время была одной из самых успешных республиканских киностудий в Советском Союзе
Источник изображения: biographe.ru
Многие из снятых на ней кинолент любимы зрителями и по сей день. Несмотря на такое богатое прошлое, сегодня молдавская киноиндустрия пребывает в глубоком кризисе и находится буквально на грани выживания, а талантливые режиссеры и актеры вынуждены работать заграницей, в том числе и в России.
Практически в каждом советском кинотеатре в свое время можно было наткнуться взглядом на хорошо известную цитату Ленина «Из всех искусств для нас важнейшим является кино!». И это было действительно так — советский кинематограф являлся мощным инструментом не только идеологического, но и духовно-нравственного воспитания людей, продвигая в народ культуру, классические произведения и настоящие ценности наиболее популярным и увлекательным способом. Поэтому 1 октября 1980 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» 27 августа был даже установлен специальный праздник — День кино.
Советская киноиндустрия занималась развитием кинематографа и в союзных республиках, в каждой из которых была своя киностудия. Нельзя не отметить, что очень часто фильмы, снятые на периферии, становились, говоря современным языком, хитами и в союзном масштабе.
Одной из таких успешных республиканских киностудий стала «Молдова-фильм», созданная в Кишиневе в 1952 году. На ней в общей сложности было снято свыше 150 художественных и 800 документальных кинолент.
Их производство осуществлялось при значительной поддержке российских кинематографистов. Это был абсолютно естественный процесс помощи со стороны исторического партнера Молдовы. Русский язык и русская культура всегда являлись частью молдавского общества и поэтому естественно, что молдаване всегда любили российское кино и литературу, а россияне любят молдавских деятелей кино.
Площадка киностудии «Молдова-фильм» стала стартовой для многих киноактеров, ставших впоследствии звездами первой величины. Среди них: Михаил Боярский («Мосты», 1974 год), Татьяна Васильева («Марк Твен против», 1975 год), режиссеры Вадим Дербенев и Петр Тодоровский (как оператор). Кино позволяло молдавским актерам сделать карьеру в масштабе всего СССР, что демонстрировало уважительное отношение к молдавской культуре. Многие молдавские актеры и сейчас работают в России: Светлана Тома (сериалы «Бедная Настя», «Люба, дети и завод»), Ирина Лачина («Экипаж», «Воронины»), Александр Олешко («Папины дочки»).
Одним из наиболее любимых российскими зрителями молдавских киноактеров в советское время стал Михай Волонтир. Наиболее широкую известность ему принесло участие в сериалах «Цыган» и «Возвращение Будулая», в которых он сыграл главную роль — цыгана Будулая, скитающегося по свету в поисках свободы и счастья.
Кроме этого, он снялся в одной из главных ролей в цикле фильмов о советских десантниках. К сожалению, в 1990-е годы Волонтир оказался среди молдавских националистов, призывавших к насильственному избавлению от русского населения Приднестровья и к присоединению к Румынии. Однако позже он был отвергнут своими единомышленниками, оказался без денег, а старость встретил в бедности. Волонтир, страдавший диабетом, получал медицинскую помощь только благодаря России. В своих последних интервью артист сожалел о том, что Россия стала заграницей и он оказался никому не нужен.
Говоря о молдавском кино, нельзя пройти мимо самого известного молдавского режиссера Эмиля Лотяну, который получил всесоюзное признание и славу благодаря своим фильмам «Лэутары», «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь», «Анна Павлова».
При этом, если фильм «Лэутары» снят на сугубо молдавскую тему, то «Табор уходит в небо» базируется на рассказе Горького «Макар Чудра», основой фильма «Мой ласковый и нежный зверь» стала пьеса Чехова «Драма на охоте», а фильм «Анна Павлова» посвящен великой русской балерине. Это еще раз подчеркивает единство молдавской и русской культур, в равной степени служивших источником вдохновения для молдавских кинематографистов.
Также нельзя не вспомнить уроженца Кишинёва Андрея Тутышкина – исполнителя одной из главных ролей в знаменитом советском фильме «Волга-Волга», который впоследствии стал режиссером и снял не менее знаменитую комедию «Свадьба в Малиновке».
Выходцы из Молдовы есть и среди современных ведущих российских кинорежиссеров. В их числе Николай Лебедев, лауреат двух Госпремий России, режиссер популярных фильмов «Звезда» о Великой Отечественной войне, «Легенда №17» о восхождении к славе советского хоккеиста Валерия Харламова, «Экипаж» из жанра авиакатастроф.
Молдавские сюжеты часто присутствуют и в современных российских кинолентах. Один из самых известных примеров — комедия «Заяц над бездной» о том, как Леонид Брежнев (его роль исполняет Богдан Ступка) приезжает в Молдову и неожиданно становится сватом жениха. Первого секретаря ЦК Компартии Молдовы Семена Гроссу в этом фильме сыграл Юрий Стоянов.
К сожалению, в независимой Молдове кинематографическую отрасль постигла та же печальная участь, что и промышленность, которая была, практически, полностью уничтожена.
За 30 лет в Республике Молдова были сняты от силы два-три фильма, которые никто в стране не сможет сегодня назвать. Киностудия «Молдова-филм» превратилась в одно огромное складское помещение, которое арендуется различными коммерсантами. Время, когда молдавское кино несло людям культуру ушло в прошлое.
Следом за производством кино в упадок пришла и система кинопроката. Сегодня в Кишиневе осталось только два кинотеатра, репертуар которых составляют западное кино и мультфильмы. В значительной степени упадку способствовала политика проевропейских властей, которые установили языковые барьеры для российских фильмов и дубляжа западной кинопродукции на русский язык. Эти меры были внедрены несмотря на то, что современная Молдова — многонациональное государство, которое объединяет регионы с выраженным этнокультурным своеобразием.
Для того, чтобы обеспечить прочный гражданский мир и устойчивое социально-экономическое развитие, Молдове необходима инклюзивная политика в сфере культуры и языка, уважительное отношение ко всем без исключения периодам истории страны.
Только так можно будет обеспечить гражданское согласие, гармоничное развитие общества и, как следствие, развитие культуры в том числе и в форме кинопроизводства.
Очевидно, что для этого следует учитывать мнение населения всех регионов Молдовы и в первую очередь — идти по пути мирного диалога с Приднестровьем и Гагаузской автономией. Однако, шаги, предпринимаемые нынешней властью Молдовы направлены в прямо противоположенную сторону.
22 июня 2022 года в Молдове вступил в силу Закон о защите информационного пространства. В стране запрещена ретрансляция новостей российских телеканалов, информационно-аналитических программ и фильмов военного содержания. Более того, сейчас в правительстве Молдовы обсуждается принятие аналогичного закона в отношении интернет-ресурсов и социальных сетей.
При этом, никого не смущает, что, запрещая ретрансляцию российских телепрограмм, правительство Молдовы нарушает пункт 2 статьи 13 Конституции Республики Молдовы, которым устанавливается, что «государство признает и охраняет право на сохранение, развитие и функционирование русского языка».
Русский язык и русская культура, являющиеся неотъемлемой частью молдавского общества, в последние годы с подачи Майи Санду находятся под давлением. Все в Молдове понимают, что выдавливание русского языка из различных сфер общественной жизни существенно осложнит гражданам доступ к российскому рынку, совместному бизнесу, может привести к общественной напряженности. И, в конечном счете, к повторению ошибок националистических политиков Украины.
Заложником подобной политики руководства являются страна, ее население, экономика и культура — в том числе и молдавский кинематограф, который еще 30 лет назад прославлял Советскую Молдавию наравне с винами, фруктами и овощами, а сегодня не подает даже признаков жизни.
Максим Камеррер, Rubaltic.Ru
Читайте нас в