Война Греции и Турции стала сегодня ещё на шаг реальнее. Почему это важно для России…
{short-story limit=»840″}
Предлагаю сегодня вернуться к теме, которую мы с вами обсуждали месяц назад. О возможном военном конфликте Греции и Турции. Многие тогда не поверили. Какой конфликт между членами НАТО — писали люди в комментариях. Но вот сегодня появились первые ласточки
Греция использовала систему ПВО С-300 против турецких разведывательных самолетов F-16, которые выполняли полеты в Эгейском море и Восточном Средиземноморье. Об этом сообщает телеканал CNN Turk со ссылкой на источник в Минобороны Турции.
Пишут, что, якобы греки навели комплексы С-300 на турецкие истребители. Однако турецкие лётчики благополучно вернулись на базу. Греция со своей стороны обвиняет турок, что те пытались выявить, где конкретно расположены комплексы С-300, их точное местоположение.
Самолеты ВВС Турции совершили провокацию, чтобы выяснить место расположения зенитно-ракетного комплекса С-300 на Крите, пишет портал newsit.gr, комментируя сообщения турецких СМИ, что греческая С-300 нацелилась на турецкие F-16.
Кроме этого инцидента стремительно ухудшаются и дипломатические отношения между странами. Например, греческий премьер обвинил Турцию, что её истребители слишком часто летают над греческими островами и призвал не продавать истребители F-16 «тем, кто подрывает стабильность в Средиземном море». Эрдоган в ответ заявил, что греки сами много чего нарушают и добавил в адрес греческого премьера Кириакоса Мицотакиса, что для него «больше нет такого политика».
Формально греки и турки спорят по поводу прилегающих островов и их милитаризации. Это что-то вроде того же, когда Путин ещё до СВО выражал озабоченность, что ракеты НАТО появятся под Харьковом. Так и Эрдоган беспокоится, что греческие ракеты появятся на островах в непосредственной близости к территории Турции. А островов там много.
Но это лишь формальная причина. Как в прошлый раз верно заметили читатели, греки и турки состоят в НАТО. В этом разница их ситуации и Россией с Укpaиной, поскольку Россия не состоит в НАТО и вынуждена реагировать на приближение враждебного альянса к своим границам.
Несмотря на то, что Греция и Турция состоят в одном военном блоке, конфликт между ними более чем реален и как сами видите по риторике и свежим новостям, вероятность конфликта лишь возрастает. И дело тут не столько в безопасности, сколько в мировом энергетическом кризисе.
Насчёт цен на газ в Европе вы в курсе. Все только об этом и говорят. Но почему-то гораздо меньше пишут о том, как Европа ищет выход.
Так западные компании стали активнее искать новые месторождения газа. Очень много газа и нефти было обнаружено в Левантийском осадочном бассейне. Это недалеко от Кипра, Израиля, Египта, Сирии
Всего запасы углеводородов оцениваются там в очень солидные цифры: 3−3,5 трлн куб. м газа и 850 млн баррелей нефти. Есть названия и объем конкретных месторождений, которые подписаны на этой карте. Правда, бассейн разделён между соседними странами — это видно на карте.
После начала СВО и введения санкций Запад ускорился и зашевелился по поводу разведки, освоению и будущей добыче ресурсов конкретно у Кипра. В прошлый раз я писал только про одно месторождение — «Афродита», территориально относящееся к Кипру, оно есть на карте.
Недавно там разведали ещё несколько месторождений. Открытие сделали итальянская компания Eni и французская Total. Ещё одно месторождение примерно там же открыла американская компания ExxonMobil на пару с Qatar Petroleum. И, наконец, ещё одно открыли американская Chevron на пару с британской Shell. В общем, стали они там копаться как следует — всем своим коллективным Западом. И открыли в общей сумме с четырёх месторождений 420 млрд. кубов.
Не ахти какой объем для всей Европы, но давайте обратимся к недавнему заявлению Борреля. Он в этот раз озвучил довольно важную мысль:
Евросоюз в краткосрочной перспективе столкнется с серьезными последствиями антироссийских санкций. Это ограничительные меры. Мы ограничиваем экономические возможности России. Пока экономика России зависит от нефти и газа, им будут нужны наши технологии. У России трудности. И, конечно, мы столкнемся с серьезными вызовами в краткосрочной перспективе. Нельзя отрицать, что цены на газ растут. Но мы должны быть готовы заплатить цену за свободу.
Думаю, это его заявление связано с планами освоения этих газовых месторождений. Он говорит, что Евросоюз столкнётся с краткосрочными проблемами, видимо делая ставку на то, что дальше начнут добывать газ из этих месторождений и проблемы Европы на какое-то время решатся. Боррель не отрицает проблем Европы, потому что новые месторождения ещё нужно освоить. А это займёт определенное время.
Европейцы смогут отказаться от поставок «Газпрома», но ненадолго. Учитывая, что мы поставляли до санкций 200 млрд. кубов в год, 420 млрд. им хватит от силы на пару лет. Но, судя по всему, план Борреля такой: пересидеть Россию в плане санкций, добывая газ пока оттуда. И надеяться, что временный отказ от нашего газа вынудит Россию заключить с Европой новые газовые контракты на условиях Запада.
Наши интересы противоположны европейским — нам нужно наладить вопреки козням Запада своё производство и заместить критический импорт. И чтобы Европа пока что покупала наш газ, пока мы этим занимаемся. И, соответственно, не добралась до этих месторождений и не лишила нас главного козыря в санкционной борьбе. Хотя эти месторождения ещё нужно освоить, а проблемы у Европы уже сейчас, но всё равно не стоит оставлять Западу соломинок и туманных надежд.
И тут удачно сходятся наши интересы с Турцией. Ведь турки тоже претендуют на эти месторождения. Принадлежность месторождений вблизи Кипра зависит от того, кому принадлежит он сам.
Кипр разделён. Одна его часть поддерживается турками, другая греками. Турецкая республика Кипр не признана никем, кроме самой Турции. Но достаточно признания одних турок, чтобы претендовать на эти богатства. И война с Грецией могла бы поставить точку в вопросе — чей же там газ.
С газом у Турции дела тоже плохи. Цены на энергоносители в Турции выросли за год на 129% или в 2,3 раза. Инфляция обновила максимум с 1998 года, составив 79,8%. Ей бы сейчас эти месторождения тоже не помешали. А если точнее — они ей нужны, даже больше, чем Европе.
Кстати, Турция почти на 100% зависит от закупок газа извне. И потому ей давно хочется обзавестись собственными газовыми месторождениями.
Если Эрдоган получит эти месторождения и снизит зависимость от российского газа, то ничего страшного для нас не произойдёт. Неспроста президенты Турции, России и Ирана не так давно встречались и обсуждали нечто такое, что сильно встревожило Запад. Что же именно?
Дело в том, что формируется уникальный треугольник. Россия обладает самыми большими запасами газа в мире. На втором месте Иран. Если ещё и Турция получит в своё распоряжение солидные месторождения, газа, мы втроём сможем устанавливать цены на газ в Европе, какие захотим. А главное — эти месторождения не достанутся тогда Европе.
Важно также то, что Турция не обладает критически важными для нас технологиями. А вот Европа обладает. Если европейцам не удастся соскочить с поставок «Газпрома», то они этими технологиями поделятся. И потому, если Эрдоган решится завладеть этими месторождениями, то, мы то уж точно возражать не будем. И, скорее всего, этот вариант мог обсуждаться сторонами на встрече Путина, Эрдогана и Раиси в Иране.
Европа, ясное дело, будет поддерживать Грецию. В Греции, кстати, из-за дефицита газа ожидаются веерные отключения электричества. Импортный газ на 70% шёл на работу газовых электростанций. Так что и грекам нужны эти месторождения. И они уже давно склонили многие страны на свою сторону в споре с Турцией. Так что туркам не на кого там положиться. Настоящих союзников у них на Западе нет, хоть они в НАТО.
В общем, из-за острого дефицита газа турки и греки запросто могут сцепиться за эти месторождения, несмотря на то, что они оба члены НАТО. Принадлежность к альянсу Турции чисто формальная, поскольку Россия Турции ничем не угрожает и членство в НАТО не принципиально для Эрдогана. А вот энергетический кризис, инфляция и рост цен это реальная проблема для решения которой нужны реальные союзники.
Запад в данном случае не союзник Турции, поскольку сам претендует на эти газовые месторождения. А вот Россия вполне союзник. Поскольку наши интересы совпадают — и Путин и Эрдоган хотят, чтобы эти месторождения не достались европейским странам. Просто каждый хочет этого по своим соображениям и национальным интересам.
Наши отношения с Турцией не испортятся, если турки станут менее зависимыми от нашего газа. Если бы Эрдоган хотел бы их испортить, то давно бы договорился о поставках из Ирана вместо наших. Но ему выгоднее покупать у нас, да и трубы уже проложены, плюс есть доход от транзита по «Турецкому потоку» в Европу. К тому же кроме газа наши специалисты строят и будут обслуживать АЭС в Турции, также мы поставляем туда зерно — в общем совместных проектов у нас хватает.
И в данный момент наши интересы совпадают в том, чтобы Европа утратила последнюю соломинку и пришла договариваться на условиях проигравшей санкционную войну стороны. Ну а туркам в условиях рекордного роста цен на энергоносители нужны свои месторождения. Также лично Эрдогану нужна победоносная война, чтобы удержаться у власти. Когда в стране инфляция 80%, без победоносной войны никак.