Турция не имеет на это права: тюрколог Надеин-Раевский об увеличении стоимости прохода через проливы
wikipedia.org/ Jorge1767/ Общественное достояние
Турецкая Республика впервые за 40 лет поднимает плату за проход через Босфор и Дарданеллы. Об этом сообщает ежедневная турецкая газета Sabah. Старший научный сотрудник ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, директор Института Черноморско-Каспийского региона имени Арцруни Виктор Надеин-Раевский рассказал ФАН, почему подписанты Конвенции Монтрё могут опротестовать действия Турции.
Проход проливов торговыми и военными судами черноморских и нечерноморских держав регулируется Конвенцией Монтрё 1936 года, напомнил тюрколог. В соответствии с этим документом Турция не имеет права брать плату за проход в этих проливах.
«Потому что проливы — это явление природное, никакая Турция их не строила. Это, конечно, совершеннейшее нарушение Конвенции Монтрё. Соответственно подписанты Конвенции должны выразить Турции несогласие с таким подходом», — отметил Виктор Надеин-Раевский.
Собеседник ФАН также напомнил, что турецкие власти несут определенные обязанности по обслуживанию проливов. При этом Турция, в силу определенных причин и особенностей, стремится еще и заработать на этом. Хотя возможностей делать это законным способом, не нарушая Конвенцию, у нее не так много.
prt scr youtube.com/Фонд "Razzak"«Единственное, что может Турция делать, это на проходах сложных фарватеров — в Босфоре в основном — это выделение лоцманов. Там действительно достаточно сложный проход. И вот услуга лоцмана оплачивается. Затем они иногда стараются еще на чем-то заработать, санитарные проверки назначают, тоже стараются их платными делать. Ну, надо же на чем-то деньги зарабатывать», — подчеркнул директор Института Черноморско-Каспийского региона имени Арцруни.
Как пишет Sabah, Турция имеет право взимать маячные, санитарные и спасательные сборы с судов, которые проходят через проливы. Ранее размер сборов составлял 0,8 доллара и при расчете стоимости умножался на нетто-тоннаж судна. Сейчас эта плата выросла до 4 долларов. Между тем, Виктор Надеин-Раевский в беседе с ФАН отметил, что дополнительные накрутки, которые придумывает Анкара, как правило, идут вне Конвенции Монтрё, тем самым нарушая ее.
«С международно-правовой точки зрения эти шаги неправомерные. Для того эта Конвенция создавалась и подписывалась, чтобы был свободный проход. И никакой платы. Это не Суэцкий канал, который построили и нужно было отбивать деньги за это строительство. Или Панамский канал <…> Документы надо читать. Если внимательно относиться к документу, то турецкие претензии можно совокупными действиями черноморских и нечерноморских держав остановить. Они в принципе не придерживаются Конвенции», — резюмировал эксперт.
Постановление, увеличивающее стоимость прохода через проливы Босфор и Дарданеллы, вступит в силу 7 октября. Благодаря этому, как подсчитали в Анкаре, текущий доход с данных сборов в 40 млн долларов увеличится до 200 млн долларов.
Турция переживает далеко не самые лучшие времена. По данным Государственного Турецкого статистического института (TÜİK), годовой уровень инфляции в июле составил 79,60%, что является самым высоким показателем с 1998 года.
В 2023 году в Турции состоятся очередные выборы президента, к которым президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган подходит с не очень хорошими показателями. Власти ищут любые возможности исправить экономическую ситуацию в стране, но пока все их шаги не приносят должного результата.
По последним данным, главный конкурент Эрдогана на грядущих выборах председатель «Республиканской народной партии» (РНП) Кемаль Кылычдароглу догнал президента Эрдогана и уже несколько месяцев опережает его в рейтингах на девять очков.