«Восточные особенности». Турция и Греция схлестнулись за контроль над Эгейскими островами
Altan Gocher/GocherImagery via w/Global Look Press
Турция намерена обратиться в структуры НАТО по поводу использования Грецией зенитно-ракетных комплексов С-300 против ее истребителей. Об этом сообщило турецкое издание Yeni Safak.
Напомним, инцидент произошел накануне в воздушном пространстве Эгейского моря. Самолеты F-16 ВВС Турции проводили плановое патрулирование региона, когда за ними начали слежение греческие ЗРК С-300. Не смотря на это, турецкие самолеты благополучно вернулись на свою базу, выполнив все запланированные задачи.
Между тем Афины опровергают обвинения Анкары. Греческие власти заявили, что не было необходимости в использовании средств ПВО против турецких истребителей. Однако министерство обороны Греции сообщило, что только за 23 августа турецкие военные самолеты нарушили воздушное пространство Греции 78 раз, а на их перехват поднималась греческая военная авиация.
В свою очередь, президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что Анкара не планирует отвечать военной эскалацией в регионе. По его словам, было зафиксировано 147 случаев нарушения турецкого воздушного пространства со стороны Греции.
Xinhua/Global Look Press
Турецкие власти заявили, что будут добиваться серьезного обсуждения данной ситуации в структурах НАТО. Одним из решений проблемы они видят введение санкций против Греции в соответствии с законом США «О противодействии противникам Америки (CAATSA)».
Профессор кафедры сравнительной политологии РУДН Юрий Почта считает, что современная Турция введет сложную международную политику. Внешне Анкара подчиняется правилам отношений между суверенными государствами, но в ней все еще сильны воспоминания о величии Османской империи, которые значительно влияют на выбор внешнеполитического развития.
«Она имеет идентичность как неосманская империя, претендующая на контроль над целым рядом соседних территорий: тюркских народов, мусульманских народов, Средиземным и Черным морями, а также проливами», — заявил эксперт.
Аналитик также подчеркнул, что Турция является более перспективным партнером для остальных членов Североатлантического альянса, чем Греция. Анкара обладает современной армией и лучшей экономикой по сравнению с Афинами. Более того, стратегическое положение Турции и ее контроль проливов Босфор и Дарданеллы позволяет НАТО увеличивать свое присутствие в Черном море. Почта уверен, что западные союзники готовы терпеть «восточные особенности» турецких властей и политики, чтобы иметь хорошую базу для развертывания в регионе.
Стоит отметить, что взаимоотношения между Грецией и Турцией всю свою истории строились, что называется, «на острие ножа». На протяжении долгого времени они сопровождались взаимной враждой, которая прерывалась короткими периодами примирения. С момента обретения Грецией независимости от Османской империи в 1821 году Афины и Анкара воевали в четырех крупных войнах между собой.
globallookpress.com/Senior Airman Dwane Young/Keystone Press Agency
Данные противоречия не спали после вступления государств в Североатлантический альянс. Взаимные претензии на острова в восточной части Эгейского моря сохранились до сих пор, даже несмотря на заключение Лозанского договора в 1923 году. Данный документ юридически оформил большую часть турецких границ, но именно он стал основой для новых территориальных споров между Афинами и Анкарой вокруг морского и воздушного пространства Эгейского моря.
Ранее стало известно, что турецкие власти повысили тариф за проход через государственные водные проливы Босфор и Дарданеллы. По данным минтранса Турции, соответствующее решение уже согласовано с международной комиссией. Такое решение объясняется ростом числа судов и увеличением затрат на работу маяка и судоходства в целом.
Поделиться: