Звоночек правительству города: политик Амосов о вмешательстве Бастрыкина в дело по сносу дома Салтыковой
Федеральное агентство новостей / Cтепан Яцко
В системе, защищающей архитектурное наследие Северной столицы, есть изъяны, и это проблема, которую надо решать. Об этом в беседе с ФАН рассказал депутат ЗакСа Санкт-Петербурга, экс-кандидат в губернаторы города Михаил Амосов.
Истории со сносом исторических зданий в Петербурге докатились до Москвы. В настоящее время в Следственном комитете находится три уголовных дела, связанных с уничтожением или попыткой сноса объектов, представляющих историческую ценность. Одно из дел заведено по факту незаконного частичного сноса объекта культурного наследия — Дома Салтыковой. Во время сноса флигелей на Большую Морскую 51 без предупреждения лично приехал Председатель СКР Александр Бастрыкин.
По мнению депутата ЗакСа, нельзя сказать, что администрация Петербурга «завалила» все дела, связанные с охраной исторического наследия города. Однако невозможно и отрицать факт наличия недоработок со стороны городских властей, в частности членов Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в Петербурге (КГИОП).
«Слишком часто решение по конкретному вопросу принимают чиновники. Да, эти чиновники квалифицированные люди, но они тоже ошибаются — это проблема. Я имею в виду КГИОП. Они часто ошибаются, поэтому у них появился конфликт с градозащитным сообществом, которое у нас очень сильное. Время от времени градозащитники выявляют какие-то вопиющие ошибки и нарушения», — отметил Амосов.
Весной по историческому центру Петербурга прокатилась целая волна строительных зачисток, которая в прямом и переносном смысле снесла несколько ценных с точки зрения культурного наследия зданий.
Так, на Уральской улице частично демонтировали Васильевский винный городок. На территории «Ленэкспо» в марте снесли старейшее здание — бывшую опытную станцию морской авиации сталинской эпохи, ради возведения жилого квартала. Чуть позже Васильевский остров лишился еще одной старинной постройки — манежа Финляндского полка на углу 20–й линии и Средним проспекта. И это далеко не полный список безвозвратных потерь для Петербурга, его жителей и гостей Северной столицы.
«Весной и летом такие сюжеты несколько раз происходили. Бастрыкин, как выходец из Петербурга, он понимает, что это важно, что здесь должно быть все четко. И не просто для формы, а по существу эта охрана должна осуществляться на высоком уровне. Тот факт, что он приехал, это такой звоночек правительству города — значит, не все здесь в порядке», — уверен депутат ЗакСа.
При этом собеседник ФАН выразил надежду, что порядок в деле соблюдения культурного наследия Санкт-Петербурга навести все же удастся. Уже осенью КГИОП должен представить на рассмотрение новый закон, в котором будут перечислены все исторические здания, заслуживающие внимания.
«Но, если это будет именно закон, как такой перечень, утвержденный законом — это будет хорошо. А если им придет в голову еще и, опасаясь, сделать это постановлением правительством, тогда все, до свидания. Наши памятники не защищены», — рассказал политик.
В беседе с корреспондентом ФАН Михаил Амосов посетовал, что правительство города очень любит принимать решения «в тиши кабинетов, за закрытыми дверями». И это, по словам депутата ЗакСа, стало одной из причин, по которой в проблемы города приходится вмешиваться Александру Бастрыкину.
«Что-то не в порядке у нас с этим, если сюда приезжает председатель СКР. И одна из причин — это вот такая закрытость власти», — резюмировал Амосов.
Список с исторически ценными для Петербурга объектами скоро будет готов. Ожидается, что в него может войти порядка тысячи зданий. Остается надеяться, что процедура обсуждения перечня будет публичной и застройщики больше не смогут безнаказанно забирать под свои нужды понравившиеся локации Петербурга, невзирая на здания, давно вписавшие себя в историю Северной столицы и ставшие узнаваемыми далеко за пределами России.