2 трлн. евро добавленной стоимости экономики Германии обеспечены газом из России за 20 млрд. евро
Просто фантастическое откровение от швейцарского банка Credit Swiss в его очередном большом докладе о состоянии современной мировой экономики и влияния на неё нынешних конфликтов.
Написано там много всего интересного, однако любопытство вызывает оценка влияния газа из России на промышленность Германии. Приведём набольшую выдержку:
Мы заимствуем «здесь», чтобы делать вещи «там». Помните три вида финансирования в модели Минского?
Мински различал три вида финансирования текущей деятельности:
- Первый — это когда домашние хозяйства и фирмы полагаются на будущие денежные потоки для погашения займов [процент+тело кредита]. Это прекрасно работает до тех пор, пока у них есть управляемая долговая нагрузка и стабильный доход.
- Вторая стратегия финансирования чуть рискованней. Домохозяйства и фирмы полагаются на денежный поток для погашения процентов, но должны пролонгировать свой основной долг в рамках получения новых кредитов, чтобы не выплачивать его. Мински назвал это “спекулятивным” финансированием.
- Третий тип финансирования Мински, который он назвал “финансированием Понци”, является самым опасным. Денежный поток не покрывает ни основную сумму долга, ни проценты. Домохозяйства и фирмы делают ставку на то, что стоимость их активов вырастет настолько, чтобы покрыть их обязательства.
Далее из доклада Credit Swiss:
Спекулятивные единицы [имеется ввиду организации, которые работают по второму виду финансирования Мински] должны занимать, чтобы иметь возможность производить платежи. А единицы Понци [третий вид в схеме Минского] могут производить свои платежи только в том случае, если они продают часть своих активов и, таким образом, наиболее подвержены риску повышения процентных ставок [рост ставок обычно влечёт падение цен на актив, в особенности на акции — прим. Об этом не говорят]. В нашем примере с поставкой чипов, Мински классифицировал бы наши военные цепочки поставок в лучшем случае как «спекулятивные» единицы, которые подвержены [серьёзному влиянию со стороны] дальнейшей эскалации геополитической напряженности, которая может легко превратить эти цепочки поставок во что-то вроде финансовой пирамиды.
Мы также можем применить модель Мински и для Европы, где немецкая промышленность не может покрывать свои платежи без российского газа, а правительство просит граждан экономить энергию, чтобы оставить больше для промышленности.
Моменты Минского возникают из-за чрезмерного финансового рычага, которым в контексте цепочек поставок является чрезмерный операционный рычаг: в Германии добавленная стоимость в размере 2 трлн. долларов зависит от поставок газа из России на 20 млрд долларов….
… это кредитное плечо 1 к 100, когда, условно, на один собственный доллар приходится 100 долларов заёмных.
Это кредитное плечо больше, чем было у одного из крупнейших инвестиционных банков мира — у Lehman Brothers, когда он рухнул в 2008 году.
Да, в докладе швейцарского банка прямо указывается, что немецкая экономика во всех смыслах «жирела» на дешёвом и доступном — во всех смыслах — российском газе.
Тот момент, когда пара цифр красноречивей тысячи слов.