С 200 до 700 за тонну: об угольном кризисе в Польше
Польское издание Interia сделало день для отечественных СМИ своим материалом о том, что поляки проявляют «нездоровую изобретательность» для получения субсидии на покупку угля.
Долгие годы поляки честно получали субсидию по формуле «три тысячи злотых на каждое домохозяйство, которое применяет уголь для отопления». Три тысячи злотых – 632 доллара. В феврале 2019 года – до начала пандемии, взвинтившей стоимость энергоносителей – тонна самого дешёвого угля в Польше стоила 200 долларов. Проще говоря, субсидии хватило бы на три тонны импортного угля – уголь польской добычи дороже. Польша углём себя обеспечивает на 80%, 20% оставшихся процентов покрывают за счёт импорта, доля России в котором доходит до 75%. В 2020 году Польша купила 12,8 млн тонн российского угля, половина из которого использовались для обогрева частных домовладений, тогда как уголь польской добычи использовался для нужд тепло– и электроэнергетики. Добыча угля в Польше в последние годы непрерывно стагнирует: в 2015 году Польша купила 4,94 млн тонн российского угля, а в 2018 году уже 13,47 млн тонн угля.
С того времени мное успело измениться.
- Злотый ослаб по отношению к доллару: 200 долларов в конце 2019 года – 760 злотых, а 200 долларов сейчас – 950 злотых.
- Уголь угольный фьючерс вырос минимума в 44 доллара в августе 2020 года до пиковых 422 долларов в августе 2022 года. Рост за 2 года в 9,5 раз.
- 10 августа вступило в силу европейское эмбарго на поставку российского угля, к которому страны ЕС подготовились, сформировав рекордные запасы угля, забив им все склады. Но Польша от российского угля отказалась ещё 30 марта, поэтому запасы сделать не успела.
Теперь – на волне физического дефицита угля – цены на него бьют рекорды. Тонна угля в середине июня доходила до 3 тысяч злотых или почти 700 долларов, то есть раньше за субсидию можно было купить три тонны угля, то теперь тонну.
При этом ни трёх тонн, ни тем более тонны, для обогрева частного дома не хватит. Поэтому не стоит удивляться «нездоровой изобретательности поляков»: правительство своей бестолковой политикой создало им проблему, которую они пытаются решить за счёт самого же правительства.
И раз субсидия привязана к домохозяйствам, то количество домохозяйств стало быстро увеличиваться за счёт заявлений о том, что члены одной семьи ведут раздельное хозяйство и поэтому каждый их них обогревает себя самостоятельно.
В целом, ничего принципиально нового в Польше не происходит: аналогичные процессы с 2014 года протекают на Украине. Там власть по политическим причинам ввергла население в энергетическую бедность, превратив рубки лесополос вокруг полей в норму. В этом же году нормой, похоже, станет сжигание всего, что может гореть.
Полякам – если их власть и дальше будет проявлять чудеса гонора и упрямства – также придётся пройти по украинскому пути.