Мавзолей Ленина в современной России. Мнение западных экспертов

В 1991 году рухнул СССР, над компартией повисла реальная угроза суда. Новая российская власть, поддержанная извне, торжествовала. Новая власть безжалостно ломала прежнюю систему: политическую, экономическую, социальную. Она била по символам – железный Феликс лежал поверженный перед зданием всесильного КГБ, менялись названия городов и улиц. Казалось, дни мавзолея В.И. Ленина на Красной площади в Москве сочтены.

Но мавзолей В.И. Ленина остался. Зная запредельную ненависть новой российской власти (и тех, кто за ней стоял) к основателю СССР данный феномен трудно объясним. В нем есть даже что-то мистическое. Решение новой власти было принято таким странным образом: якобы все это раскалывает общество, вот улягутся страсти, ветераны вымрут и тогда … . Очевидно, что «тогда» никогда уже не наступит. Мавзолей останется навсегда.

Западные эксперты в мистику не верят (может и зря). Феномен мавзолея и В.И. Ленина в современной российской реальности они рассматривают сугубо рационально. Их объяснение заключается в том, что сохранение этого памятника и нейтралитет по отношению к В.И. Ленину соответствует интересам российской власти.

Примером подобного рода аналитики может стать работа известного социолога и экономиста И. Валлерстайна («Ленин и ленинизм сегодня и послезавтра», 2010). Ученый перечисляет 4 причины, по которым В.И. Ленин нужен российской власти на перспективу.

Во-первых, национализм. «Ленин будет представляться патриотом, который спас Россию от полного распада, удержал единство страны перед лицом иностранных интервентов и местных сепаратистов».

Во-вторых, реформизм. «Ленина будут почитать как великого продолжателя реформ графа С. Ю. Витте, которые тому не удалось завершить из-за политических препятствий. Реформы Витте и Ленина, напишут будущие историки, положили начало российской индустриализации».

В-третьих, борьба против системы колониализма. «Ленина будут считать предтечей пробуждения Азии и всего третьего мира. Уместно настаивать на первенстве Ленина и напоминать Индии и Китаю (Персии, Турции, Вьетнаму, странам Латинской Америки и Африки) о былых достижениях в борьбе с колонизаторами и истоках политического вдохновения их собственных национальных героев».

Наконец, в четвертых. «Ленин оказался первым деятелем в истории России, который на практике разрешил затяжной спор между западниками и почвенниками (антизападниками), став одновременно и тем и другим» В результате, — в отличие от реформ Петра I, народ увидел здесь свое и модернизация в России приобрела синергетический эффект.

Возможно, прагматичные западные ученые и правы. И мавзолей стоит не потому, что руководство страны чутко реагирует на мнение общества или есть какие-то мистические моменты. Не потому, что ансамбль Красной площади охраняется ЮНЕСКО, а туристы пополняют московскую казну миллиардами долларов.

А потому, что интересы власти вечны, а политический ресурс мавзолея и В.И. Ленина огромен.

Мавзолей Ленина в современной России. Мнение западных экспертов