Пьеро, Арлекино и Коломбина. Тайны театра «дель арте»

Итальянский театр масок «дель арте» уходит в 16 век. Стандартный сюжет прост. Молодые Господин и Госпожа любят друг друга, а им помогают, умело доводя дело до свадьбы, слуги: Пьеро, Арлекин и Коломбина. Есть еще некий богатый старец Панталоне, он, наоборот, всем мешает.

Если давать характеристики персонажам, то Пьеро грустен и неудачлив в любви к Коломбине. Арлекин весел и удачлив в любви к Коломбине. Коломбина активна, в любовном влечении она равнодушна к Пьеро и неравнодушна к Арлекино. Старик Панталоне, как правило, безрезультатно оказывает любовные знаки внимания Коломбине.

Стоит ли что-то исторически реальное за масками театра «дель арте» или это продукт 16 века? Вне всякого сомнения, стоит, потому что описанным маскам можно найти аналоги и в эпоху Возрождения, и в итальянские средние века и даже в римской античности. Но главное, выходя за национальные и географические рамки – им можно найти аналоги в мировом народном творчестве. Причем именно в той его части, которая связана с началом брачных отношений.

Чтобы не быть голословным, поясню на примере купца Панталоне. Цитата: «Он хворый и хилый: постоянно хромает, охает, кашляет… безнравственный, он страстно добивается любви юных красавиц, но всегда терпит неудачу». Есть ли в фольклоре персонаж богатого мужчины в солидном возрасте, безрезультатно увлекающийся девушкой, у которой, к тому же, есть возлюбленный? Таких персонажей сколько угодно. Ну, возьмите «чахнущего над златом» старика Кощея из русской сказки, разве он не оказывает настойчивые знаки внимания Василисе? Оказывает. И какой результат? Ноль.

Историческая расшифровка масок театра «дель арте» такова. Пьеро и Арлекино это две ипостаси погибающего (белое, плач, асексуальность) и воскресающего (красное, смех, гиперсексуальность) героя. Здесь прямой отсыл к обряду инициации жениха в процессе древнего свадебного ритуала. Напомним, что смысл инициации заключается в уходе к предкам, получении от них разрешения на взрослую жизнь и возвращении обратно. То обстоятельство, что Коломбина третирует Пьеро и симпатизирует Арлекино означает, что сама невеста участвует в данном обряде с начала до конца, а, следовательно, он проводится на ее родовой территории. Это матриархальный маркер.

Странная связь Коломбины с богатым стариком Панталоне (как, кстати, и Василисы с Кощеем) еще один элемент древнего свадебного ритуала. Такая связь девушки и взрослого статусного мужчины есть прямой отсыл уже к обряду инициации самой невесты, который проводился ее старшими родственниками. Рецидив этой детали обряда инициации невесты в средние века – знаменитое право первой ночи феодала (подробнее https://zen.yandex.ru/media/id/5e425a890a4cb02ee4280d45/pravo-pervoi-nochi-ot-religioznogo-kulta-k-zabave-feodalov-5ec6895bf29bb826807ab26f ).

Композиция масок Пьеро, Арлекино, Коломбины и примкнувшего к ним старика Панталоне выстраивается вокруг молодых Господина и Госпожи, влюбленность которых в конце концов приводит к их свадьбе. Тайна масок театра «дель арте» заключается в том, что они символически обыгрывают процесс подготовки и проведения свадебного ритуала со всем его архаичным магическим содержанием.

Пьеро, Арлекино и Коломбина. Тайны театра «дель арте»