Украинское шапито в Казахстане и призывы к геноциду
Скандальный посол Врублевский
Зачем посол призывает к геноциду?
Очередной скандал с националистическим окрасом разразился после интервью посла Украины в Казахстане Петра Врублевского маргинальному, но довольно раскрученному блогеру Диасу Кузаирову. На просьбу высказать мнение о боевых действиях на Украине сей господин заявил буквально следующее: «Стараемся убить как можно их больше. Чем больше мы убьем русских сейчас, тем меньше придется убивать нашим детям». Иными словами, заявил о желательности геноцида русских.
Это происшествие вызвало мощный отклик в России, в том числе на официальном уровне, после чего казахстанский МИД заявил послу протест, правда довольно вяло и без огонька. Высказала осуждение Ассамблея народа Казахстана – структура по преимуществу декоративная, но всё же при президенте. Некоторые общественники и политические деятели заметили, что это, безусловно, перебор. Кто-то бросился Врублевского, оправдывать, однако тот Врублевский сказал именно то, что сказал, и сам открыто ни в чем не оправдывался.
Учитывая, что президент Украины Владимир Зеленский неоднократно отзывал послов за то, что они не смогли настроить страны пребывания против России, не исключено, что на фоне прошедших накануне успешных переговоров Путина и Токаева Врублевскому просто необходима была какая-то яркая провокация, чтобы не услышать в свой адрес очередное: «не будет санкций, не будет ограничений для российского бизнеса — ищите, пожалуйста, другую работу».
Власти в Нур-Султане очередной словоохотливый посол поставил в крайне затруднительное положение. Не отреагируешь вовсе или отреагируешь слишком слабо – не поймут не только в России, но и в Китае. Призывы к геноциду – это не шутка. Отреагируешь всерьёз, выслав посла и объявив его персоной нон грата – не погладят по головке западные партнеры, от которых Казахстан зависит очень сильно. И Врублевский не мог этого не понимать.
Обстоятельства, при которых состоялось интервью, указывают на то, что это была именно провокация, укладывающаяся очередным кирпичиком в большую информационную кампанию по разжиганию межнациональной розни.
Действующие лица и постановщики
Кузаиров, на Youtube-канале появилось скандальное интервью, уже не раз становился героем скандалов и всякий раз выходил сухим из воды. Он проводит так называемые «языковые рейды», о которых говорилось уже не раз и ведет на своем канале антироссийскую агитацию.
Вдохновитель и покровитель Кузаирова – Мурат Мухамеджанов. Этот одиозный персонаж открыто заявлял о своих связях с турецкими и натовскими офицерами, позиционирует себя как сторонника пантюркизма, резко выступает против России и периодически делает поразительные заявления – например, о том, что для обеспечения безопасности Казахстана в стране нужно упразднить Министерство обороны.
На фоне разразившегося скандала Кузаиров заверил, что не испытывает вражды к другим национальностям (что, учитывая его действия на протяжении долгого времени, является откровенной ложью) и рассказал, что на концерт, после которого и состоялось знаменательное интервью, его пригласил тот самый Мухамеджанов.
Казалось бы, нормальная ситуация: пригласить приятеля на концерт в рамках «Дня польской и украинской культур» по случаю 30-летия установления дипломатических отношений между этими странами, чтобы вместе послушать музыку. Кузаиров вел прямую трансляцию с концерта, проходившего в одном из парков Нур-Султана.
Но пригласивший Кузаирова Мухамеджанов повёл себя странно. В самом начале концерта к Мухамеджанову подошел консул Украины Иван Алмаши. Консул поздоровался с обоими за руку, как с хорошими знакомыми. После этого Мухамеджанов удалился вместе с консулом, оставив приятеля наслаждаться искусством в одиночестве. По окончании выступлений Мухамеджанов вновь появился в обществе Кузаирова и рассказал, что во время своего отсутствия общался с консулом и другими украинскими должностными лицами. И закономерно возникает вопрос: может быть, в процессе общения как раз и обговаривались подробности будущего интервью?
Вскоре прямой эфир заканчивается, и Диас Кузаиров отправляется на прогулку, где «случайно» сталкивается с послами Украины и Польши и берёт у них интервью. Можно ли в описанной ситуации даже предполагать, что украинский посол высказался «не подумав», в состоянии эмоционального перевозбуждения? На записи видно, что Врублевский спокоен и расслаблен, говорит неторопливо и ровно, никаким перевозбуждением там и не пахнет.
Ситуация, когда «целый посол» (по выражению Кузаирова) даёт интервью обычному блогеру, кажется на первый взгляд странной. Но если предположить, что целью была именно провокация – всё становится на свои места. Сомнительно, чтобы редакция официального СМИ, даже сколь угодно прозападного и оппозиционного, решилась бы опубликовать столь откровенно ненавистнические высказывания, по сути – призыв к геноциду. Зато блогер Кузаиров, не отличающийся юридической грамотностью, охотно разместил видео у себя на канале. А еще один такой же блогер, Адильжан Абдугали, растиражировал его у себя под заголовком «“Больше кацапив сейчас, меньше кацапив потом” – правильно сказал господин Посол Украины в Казахстане».
Украинским функционерам необходим раздор между Россией и Казахстаном, но нужен ли он народам этих государств? Градус русофобии в отдельных – к счастью, пока небольших – сегментах казахстанского общества таков, что подобные блогеры и их подписчики готовы одобрять откровенно геноцидные высказывания, не задумываясь о последствиях. Именно этот зараженный русофобией псевдонационалистический актив используется для переформатирования казахстанского общества по украинским лекалам.
Врублевский устроил в Казахстане гастроли ставшего уже привычным нацистского шапито, а местные блогеры-нацисты и их поклонники отработали на него в качестве статистов. Но эта зловещая клоунада – лишь одно звено в цепи крупных и мелких происшествий, реальных и фейковых, направленных на эскалацию национальной напряженности.
Национальный вопрос и «новые медиа»
Любой, кто внимательно следит за новостями, может заметить, что в последние пару месяцев тема межнациональных отношений и конфликтов стала непропорционально сильно раздуваться. Тут и реальные новости, и многочисленные фейки (ЖЕСТЬ!!! МАКСИМЛЬНЫЙ РЕПОСТ!!! УЖАСНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ!!!), которые разгоняются по соцсетям и мессенджерам. Это и «исторические» статьи, причем если периоды могут быть самыми разными – от средневековья до постсоветской истории, – то содержательный посыл один: какой-то народ пострадал от зверств какого-то другого народа. Очень часто, но не обязательно, один из этих народов – русский. Важно заметить, что в если одних публикациях русские выступают обидчиками, то в других – обиженными. То есть цель кампании – разжечь взаимную ненависть у людей разных национальностей.
Отследить корни каждой публикации нереально. Понять, кто из активно наполняющих этот информационный поток действует по заказу, кто – из искренних убеждений, кто – поддавшись конъюнктуре и волне хайпа – не представляется возможным. Разумеется, таких вопросов практически нет относительно СМИ, источники финансирования и заказчики которых известны.
Это и условно казахстанская «Власть», творчески дополнившая традиционную тему о том, как русские обижали казахов, рассказом о том, как русские обидели грузин. И различные СМИ-иноагенты вроде «Медиазоны» или «Азаттыка», где сообщения о межнациональных несправедливостях в последнее время серьезно потеснили излюбленные темы – недостаточно демократическое управление, гендерные проблемы и т.п.
Многочисленные телеграм-каналы и блогеры присоединяются к этой волне на самых разных основаниях, но по факту работают на ту же задачу. Однако общий вывод из такого внезапного и повсеместного подъема национальной темы может быть только один: идёт направленная спланированная кампания в рамках информационной войны США и их сателлитов против России. И соседние с Россией государства используются в этой войне как расходный материал, как возможная арена нестабильности, способной создать проблемы для России.
В эту же кампанию идеально укладывается и псевдомедведевская провокация, явно направленная на разжигание межнациональной розни и, вопреки логике, добившаяся серьезных успехов. Нельзя исключать, что события в Каракалпакстане были «первой ласточкой» этого процесса, ведь любая серьезная дестабилизация в Центральной Азии больно бьёт по России.
Характерно, что в информационной кампании активно участвуют так называемые «новые медиа» – видеоблогеры, телеграм-каналы, лидеры мнений в соцсетях и просто неизвестные пользователи, запускающие вирусные сообщения через WhatsApp. Именно по этим каналам циркулируют наиболее грубые фейки и самые одиозные высказывания, ведь здесь полноценное государственное законодательное регулирование невозможно. Не зря в последние годы в руководящих документах западных фондов особое внимание уделяется именно развитию «новых медиа» и взаимодействию с «лидерами мнений».
Встреча президентов и розовые очки
Как упомянуто выше, резонансный разговор Диаса Кузаирова и посла состоялся ровно через день после встречи президентов России и Казахстана.
Вопросов в межгосударственных отношениях у нас немало, и на закрытой встрече, видимо, обговаривались многие из них. По крайней мере, собеседники выразили удовлетворение результатами, а Касым-Жомарт Токаев сказал: «Нас объединяет общая граница — самая протяженная сухопутная граница в мире, которая полностью делимитирована. Каких-либо оснований, чтобы высказывать пессимистические прогнозы в отношении будущего нашего сотрудничества, конечно же, нет!»
Такие преувеличенно оптимистичные заявления политиков – это скорее способ показать удовлетворение результатами именно этих переговоров, нежели реальная оценка текущей ситуации. По другим выступлениям Токаева мы знаем, что он не склонен закрывать глаза на многие проблемы, в том числе и проблему национализма. В этой связи, столь демонстративный оптимизм наводит на вопрос о том, не считают ли первые лица, что они способны уладить договоренностями все имеющиеся проблемы? При том, что и в России, и в Казахстане поручения, пожелания и распоряжения глав государств неоднократно саботировались и спускались на тормозах. Здесь можно вспомнить хотя бы резкое заявление Токаева, назвавшего «языковые патрули» провокацией, а их организаторов – «провокаторами, действующими по заданию профессиональных служб или спецслужб». 4 месяца с тех пор прошло, а Кузаирову и компании до сих пор ни холодно, ни жарко – только провокации становятся крупнее и опаснее. И это только один, причём не самый крупный пример.
Напоминание о том, что границы «делимитированы», должно было, видимо, остудить горячие головы тех, кто сейчас в Казахстане активно раскручивает тему «российской военной угрозы». Но неужели президент думает, что такого заявления достаточно, учитывая масштаб и интенсивность пропаганды, направленной на разжигание в Казахстане страха и ненависти к России?
Хорошо, что улажены вопросы с границами «на земле», но куда важнее другие границы – в сознании людей, создаваемые и укрепляемые многоглавым медийным монстром, дирижируемым отнюдь не из России и не из Казахстана. Закрытие десятков СМИ-иноагентов в России за последние полгода кардинально ситуацию не исправило, в Казахстане же вообще всё осталось по-старому.
Отдавая свое население на откуп враждебной пропаганде, казахстанское руководство рискует получить и новые мятежи, почище январского, и межнациональные конфликты, и терроризм, и много чего ещё. Пора уже задуматься и начать решать проблему комплексно и системно – пока не стало слишком поздно.
Ольга Самченко, Наталья Кузнецова