Европа расплачивается за кризис межгосударственных отношений: политолог Крутаков об остановке «Северного потока»

Европа расплачивается за кризис межгосударственных отношений: политолог Крутаков об остановке «Северного потока» Федеральное агентство новостей

В результате полной остановки «Северного потока» Европу ждут дальнейший рост цен и ухудшение ситуации с энергетической безопасностью. Такой прогноз озвучил в «Ленте.ру» заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

Поставки газа по магистральному газопроводу были прекращены 31 августа для планового техобслуживания турбины. Однако осмотр показал, то состояние газотурбинного двигателя не позволяет обеспечить безопасную работу «Северного потока — 1».

По словам Гривача, у Германии до наступления отопительного сезона еще есть возможность утрясти возникшие сложности или запустить «Северный поток — 2», чтобы компенсировать выпадающие потоки голубого топлива. Однако при этом представитель ФНЭБ скептически отнесся к использованию всех возможных шансов руководством ФРГ.

Дефицит газа в Европе — это плоды развязанного ею же межгосударственного конфликта. Об этом ФАН рассказал доцент Финансового университета при Правительстве РФ, политолог и публицист Леонид Крутаков.

По словам эксперта, в связи с полной остановкой прокачки газа по «Северному потоку» европейский потребитель потерял возможность получения последних 20% от объема голубого топлива из России. И эту нехватку европейцам надо чем-то восполнять. Из-за дефицитности газового рынка, о чем свидетельствуют цены, в настоящее время у них только два выхода.

«Либо останавливать промышленность, выключать кондиционеры, а вскоре и отопление, либо брать недостающий объем газа из подземных хранилищ, которые сами по себе не могут обеспечить потребности Европы. Это всего лишь такой буфер, который закачивают на случай скачков потребления. Резкий холод еще что-то. Вот для этого есть запас газа, который можно использовать, и объемы позволяют перекрыть этот скачок. Конечно, будут брать этот газ не из текущих поставок, которых не хватает, а из подземных хранилищ и того объема, который они туда закачали», — рассказал политолог.

При этом собеседник ФАН особо отметил, что подземные хранилища создавались именно на случай природных катаклизмов. А сейчас европейцам их придется использовать для преодоления кризиса, вызванного совершенно другими обстоятельствами.

«Сегодня форс-мажоры объявляются не из-за неких природных явлений, хотя и из-за них тоже. Мы видели, что происходило в Европе летом. Но основной форс-мажор и конфликт находится в зоне межгосударственных отношений. Это даже не рыночные, это — межгосударственные отношения. То есть это кризис субъектности. Поэтому, конечно, каждый в этой истории платит тем, в чем он наиболее уязвим. В Европе — это дефицитность и недостаточность собственных энергоресурсов. Вот они и будут платить за это», — подытожил Леонид Крутаков.

После начала специальной военной операции на Украине Запад ввел беспрецедентные санкции в отношении России. Последствиями такого поведения стало, в том числе, прекращение поставок голубого топливо в несколько стран ЕС из-за отказа платить за газ в рублях, а также существенное сокращение прокачки газа тем потребителям, которые пошли на сотрудничество по новой схеме оплаты.

Все лето представители стран ЕС судорожно искали возможность заменить российский газ. Но в большинстве случаев попытки оказались провальными. Так, визиты немецких политиков в Катар, Норвегию и Канаду не привели к подписанию контрактов на поставки энергоресурсов в Германию.

Не найдя альтернативы российскому газу, европейские государства стали решать свои проблемы за счет стран третьего мира. Они перекупают подорожавшее сырье и провоцируют тем самым энергетический кризис в небогатых государствах.

Среднемесячная расчетная цена газа в Европе растет уже четвертый месяц. В настоящее время стоимость голубого топлива составляет около 2300 долларов за тысячу кубометров. Между тем, по прогнозам главы «Газпрома» Алексея Миллера, цена газа в Европе в осенне-зимний период может достигнуть отметки в 4 тыс. долларов за тысячу «кубов» и даже перешагнуть за нее.