«Spirit» против «Прометея». Новая модернизация не поможет самому дорогому в истории бомбардировщику Northrop B-2 Spirit спастись от «С-500».
Два стелс-бомбардировщика Northrop B-2 Spirit в сопровождении двух истребителей Ф-35. Оба пока прославились только баснословной стоимостью. Открытые файлы USAF
В мае нынешнего года представители американской военной фирмы Northrop Grumman вновь отложили практические испытания своего нового бомбардировщика B-21 Raider, разработанного по программе Long Range Strike Bomber. Это уже третий перенос начала тестирования готового прототипа, хотя фирма-производитель утверждает, что таких построено шесть. Всё это означает, что к концу 2025 — началу 2026 года "Райдеры" вряд ли, а я даже утвердительно скажу — точно — не пополнят ряды стратегической авиации Соединенных Штатов. А значит, основная нагрузка по воздушной демонстрации стратегических возможностей ВВС США как и прежде будет лежать на заслуженных ветеранах: Б-52 и ещё одном довольно загадочном воздушном аппарате, который прославился и даже вошёл в знаменитую Книгу рекордов Гиннесса, как самый дорогой самолёт в истории мировой авиации. Речь, конечно же, о стелс-бомбардировщике Northrop B-2 "Spirit", знаменитом "серийном летающем крыле". Довольно долгое время он был олицетворением военной мощи Соединенных Штатов, а теперь несколько ушёл в тень, с появлением более "модных" продуктов американского Военно-промышленного комплекса.
В USAF видимо что-то такое предвидели с задержкой программы "Передовой дальний ударный самолёт" и ещё в 2019 году выдали ряду авиаконцернов техническое задание на модернизацию старых "Спиритов". Напомним, что этот тяжелый стелс-бомбардировщик поступил в ВВС в январе 1988 года, а в канун нового тысячелетия его производство уже было прекращено, прежде всего из-за заоблачной стоимости программы, где американские военные порезвились вволю и, что называется. превзошли сами себя. Сегодня в строю менее двух десятков Б-2, в скромную цену примерно по 2,1 миллиарда долларов за экземпляр. Причина большой модернизации этой старой и немыслимо дорогой конструкции банальна. В 2018-19 годах российские разработчики испытали в Сирии ряд элементов для будущего комплекса С-500 "Прометей". Нынче первые экземпляры нового ЗРК уже в войсках, в составе 15-й армии Военно-Космических сил Особого назначения. А тогда американская разведка получила о "Прометее" кое-какие обрывочные сведения и аналитические отделы сделали вывод, что он смертельно опасен для любого стратега, будь тот хоть трижды "невидимкой".
Последней операцией, где официально принял участие Б-2, стал "Рассвет Одиссея" по свержению режима полковника Каддафи в Ливии. Фото открытые файлы USAF
В августе нынешнего года представители фирмы Northrop Grumman сообщили, что модернизация была успешно завершена и теперь новые российские ЗРК древнему "летающему крылу" не страшны. Дескать отражающая способность планера, весом более 77 тонн, увеличилась практически до абсолютных значений, и такой степени малозаметности нет ни у одного летательного аппарата в мире. Подробности столь выдающегося достижения скрыты "туманом войны". Но по заверениям экспертов журнала NI, "разработчики излучают уверенность". Правда независимые эксперты такого лучезарного оптимизма отнюдь не разделяют. Во-первых, "невидимость" в определенном диапазоне совсем не значит, что столь огромный бомбардировщик невозможно обнаружить по другим параметрам и свойствам. Во-вторых, "Спирит" уже отстает от новых систем оружия на целую вечность, и никакие косметические меры не спасут изделие, изначально заточенное под иные методы ведения войны.
Полевые испытания комплекса С-500 зимой. РЛС "Енисей" комплекса в середине сверху. Кадры 360
Читайте ещё: Германские "Ирис-Т", новая угроза для ВКС. Что это за зверь и как с ним бороться.
В свою очередь российские разработчики и высокие чины противовоздушной обороны уверяют, что высотный радар "Енисей", задействованный в комплексе С-500, не видит проблем в "абсолютном" сокращении отражающих способностей "Спирита", если такое вообще возможно. Для "Енисея" "малозаметности", в том смысле, который придают ему производители "стелс"-техники, просто не существует. С-500 способен обнаружить столь огромный объект, хоть и прикрытый различными "стелс"-наворотами, на расстоянии свыше 600 км и на высоте свыше ста км и уничтожить его, не взирая на астрономическую стоимость. Ибо количество нулей в цене, как и в сумме денег, освоенных на модернизацию древнего аппарата, задумывавшегося ещё в прошлом тысячелетии, не защищает от новых технологий, примененных в "Прометее" ровным счётом никак. Так что американские фирмы-гиганты в очередной раз освоили кругленькую сумму (4,7 млрд долларов по совокупности) и видимо, не в последний раз. А сам "Спирит" не летает на боевые задания уже с 2010 года, ибо затраты на каждый его вылет могли бы спасти от голода небольшую африканскую страну. И даже по американским стандартам это выходит слишком накладно.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!