Европа хочет заменить поставки нефти из России поставками из Нигерии, где разворовывается почти 50% суточной добычи нефти
Вот это поворот. Не в том плане, что Европа ищет замену российским углеводородам везде, где только можно и нельзя — об этом известно уже давно — а в том, что в Нигерии, на которую европейцы делают очень большую ставку, разворовывают в день сотни тысяч баррелей нефти. И после работы с такими поставщиками Европа что-то там говорит о ненадёжности России, хотя наша страна всегда в срок и в полном объёме выполняла все взятые на себя обязанности. Чего нельзя сказать о тех же европейцах.
Но вернёмся к Нигерии. Как пишут, на протяжении десятилетий незаконный рынок нефти и газа досаждал энергетической отрасли. Во всем мире рост цен на энергоносители и нефть привел к росту контрабанды топлива. ООН оценивает кражу нефти в мировом масштабе в 5–7 процентов от мирового рынка сырой нефти и топлива, что составляет 133 миллиарда долларов США в год. Но воровство нефти в крупнейшем африканском производителе нефти достигло таких эпических масштабов, что стало реальной угрозой существованию как для отрасли, так и для страны.
Генеральный директор Нигерийской национальной нефтяной компании (NNPCGROUP) Мели Кьяри сообщил, что Нигерия теряет почти всю добываемую нефть в центре нефтедобыче — в городе Бонни, в честь которого назван премиальный сорт нигерийской нефти Bonny Light. Bonny Light — это малосернистый сорт сырой нефти, добываемый в Нигерии, и он является важным ориентиром для всей добываемой в Западной Африке сырой нефти. Bonny Light имеет хорошие показатели по выходу бензина, что сделало его популярным сырьём в США.
Как рассказал Мели Кьяри:
«Вы помните, как в Лагосе случился пожар на одном из наших трубопроводов? Мы обнаружили, что некоторые из трубопроводов на самом деле были подключены к домам отдельных лиц….»
Хотя цифры обычно являются оценочными, NNPCL и министерство нефти Нигерии по-разному оценивают общее количество украденных баррелей: от 200 000 до 400 000 в день. Это огромные цифры, учитывая, что в июле Нигерии удалось добывать всего 1,083 млн баррелей в сутки, что намного ниже ее квоты ОПЕК в 1,8 млн баррелей в сутки. Баррель Bonny Light в настоящее время стоит 117,60 долларов, получается Нигерия ежегодно теряет миллиарды долларов из-за кражи нефти. Еще в июне NNPC сообщила, что только в первом квартале 2022 года компания потеряла 1 миллиард долларов из-за кражи нефти.
Вряд ли, конечно, такие объёмы нефти в сутки можно красть без того, чтобы в «деле» был кто-то влиятельный, причем не только во властных структурах Нигерии, но и на мировом рынке. Ведь 200 тысяч баррелей в сутки (минимальная оценка воровства) — это очень большая цифра и так как в стране практически нет своих мощностей по нефтепереработке, эти баррели направляются на экспорт. То есть для их перевозки требуются большие нефтетанкеры и соответствующие мощности для погрузки.
Получается, что нефтяное богатство Нигерии дербанится достаточно могущественными и влиятельными людьми мирового нефтяного рынка в обход бюджета и населения страны.
Будем откровенны: европейцам не привыкать таким образом обходится с африканскими странами. У них богатый опыт в прошлом. Так что не удивительно, что именно на Нигерию упал взор Европы. Будут вспоминать — если уже не вспомнили — прошлое на новый лад.