Офицеры украинских ССО испытывают проблемы с планированием и реализацией десантных операций

Офицеры украинских ССО испытывают проблемы с планированием и реализацией десантных операций ТАСС/SERGEY DOLZHENKO

Украинские офицеры ССО испытывают серьезные трудности с планированием и реализацией десантных операций. Нехватка профессионализма у командования обходится ВСУ в десятки погибших украинских спецназовцев.

Мотивированные и оснащенные

По-настоящему элитными, самыми мотивированными, отлично оснащенными и наиболее натасканными западными инструкторами формированиями ВСУ считаются Силы специальных операций — ССО.

Украинские ССО как отдельный род войск в составе ВСУ были созданы 28 июля 2016 года в соответствие с указом президента Украины Петра Порошенко и при активнейшей поддержке стран-членов НАТО.

Согласно закону «Об обороне Украины» для ССО ВСУ определены следующие основные задачи:

— ведение современных боевых действий;

— проведение антитеррористических операций;

— ведение психологических операций;

— добывание разведывательной информации на территории противника;

— поиск, эвакуация и доставка пленных;

— выявление, идентификация и определение целей для собственных средств поражения;

— создание агентурных сетей.

Проведение специальных операций требует информационного обеспечения и всестороннего планирования. По этой причине, помимо непосредственной силовой компоненты (140-й центр специального назначения, 3-й отдельный полк специального назначения, 8-й отдельный полк специального назначения (8 ОП СпН, г. Хмельницкий, Хмельницкая область, 73-й морской центр специальных операций), в состав ССО ВСУ входят центры информационно-психологических операций (ЦиПСО), а также организованные по стандартам НАТО оперативно-аналитические органы, действующие в тесной связке с разведструктурами западных «партнеров» Украины.

Информация, касающаяся личного состава ССО ВСУ, а также лиц, которые сотрудничают или ранее сотрудничали с ними на конфиденциальной основе, составляет государственную тайну и подлежит защите в соответствии с Законом Украины «О государственной тайне». В связи с этим, официальная информация о численности ССО ВСУ максимально засекречена. Неофициально считается, что по состоянию на лето 2020 года эта численность составляла порядка 15 тыс. человек.

К началу специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины ССО ВСУ представляли собой мощную и высококвалифицированную структуру ВСУ, имевшую за плечами богатый опыт проведения спецопераций в Донбассе. Неудивительно, что с первых же дней СВО, действия украинских спецназовцев стали доставлять немало неприятностей союзным силам. Ценой этого стали чувствительные потери среди личного состава ССО ВСУ. Примечательно, что «под раздачу» попадали не только боевики из состава диверсионно-разведывательных групп, зачастую, в силу разного рода форс-мажоров, использовавшиеся украинским командованием на «передке» в роли простой пехоты, но и специалисты, работавшие в собственном глубоком тылу, как это, например, имело место с личным составом 72-го ЦиПСО, в первый же день СВО угодившего в Броварах под ракетный удар.

Наиболее дорого ССО ВСУ обходится участие их личного состава в десантных операциях. Подобного рода операции, это всегда некая «игра в «Орлянку» на грани, а то и за гранью смертельного риска. Успех проведения десантных операций крайне зависим не только от уровня профессиональной подготовки бойцов-десантников, но и от уровня профессионализма тех, кто такие операции планирует и такими операциями командует. Если с первым, то есть с высоким уровнем профессиональной подготовки бойцов, в ССО ВСУ проблем нет, то вот со вторым — умением планировать и осуществлять серьезные десантные операции, проблемы, видимо, имеются и немалые. В подтверждение данной версии можно вспомнить, как минимум, две неудачные десантные операции ВСУ, к участию в которых привлекались украинские ССО.

Фиаско у острова Змеиный

Первая случилась в канун 9 мая, когда ВСУ изо всех сил пытались вернуть под свой контроль остров Змеиный, на котором оборонялся немногочисленный российский гарнизон. После продолжительной разведки ситуации на острове, осуществлявшейся беспилотниками, а также попыток подавить средства ПВО российского гарнизона посредством атак разведывательно-ударных БПЛА и ударных бортов ВВС Украины, в ночь с 7 на 8 мая на Змеиный морем была отправлена первая волна украинского десанта. Три катера ВМСУ успели высадить на остров 24 ССОшника. Вслед за этим катера были обнаружены российскими военнослужащими и уничтожены вместе с не успевшими десантироваться украинскими спецназовцами. Одновременно гарнизон острова отбил атаку десантировавшихся ССОшников, после чего те из них, кто уцелел в этом боестолкновении, оказались оттеснены к урезу воды. Там первая волна украинского десанта и была окончательно уничтожена.

С точки зрения элементарной логики на этом моменте офицерам ВСУ, которые руководили операцией по захвату Змеиного, следовало бы отказаться от немедленного продолжения попыток высадить десант на остров — внезапность явно была утрачена и высадка второй волны спецназовцев привела бы лишь к новым потерям. Однако эта самая элементарная логика у украинского командования не сработала — попытки высадить спецназовцев на остров решено было продолжать, несмотря на гибель первой волны десанта.

Офицеры украинских ССО испытывают проблемы с планированием и реализацией десантных операций ТАСС/SERGEY DOLZHENKO

Днем 8 мая Киев предпринял повторную попытку штурма. Под прикрытием вертолета Ми-24 к острову выдвинулись три транспортно-десантных Ми-8 с ССОшниками на борту. В одном из Ми-8 находился координатор высадки подразделений — замкомандующего ВМСУ по авиации — полковник Игорь Бедзай. Вся украинская вертолетная группа при подлете к Змеиному была уничтожена истребителями российских ВКС. Пилоты, десант и координатор операции погибли. Кроме того, российская разведка обнаружила на военном аэродроме в Одесской области еще шесть украинских «вертушек», готовых принять на борт и оперативно перебросить остров группу усиления второй волны десанта. По аэродрому был нанесен удар высокоточным оружием ВКС РФ, уничтоживший все шесть украинских вертолетов.

Упрямство украинского командования, считавшего, что все проблемы во время высадки десанта можно решить банальным наращиванием численности привлекаемого для проведения операции личного состава, аукнулось ВСУ впечатляющими потерями.

«В результате бездумной провокации Зеленского только в ходе высадки и попытки закрепления на острове были уничтожены в море и на побережье более 50 украинских диверсантов. На берегу острова Змеиный остались 24 тела погибших украинских военнослужащих», — лаконично сообщил вечером 9 мая официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков.Куча без толку погибших бойцов

Вторая неудачная операция ВСУ проводилась совсем недавно и не на море, а на Каховском водохранилище. При этом украинское командование действовало по той же «методичке», что и в мае при проведении закончившейся провалом операции по захвату Змеиного! То есть — бросок первой волны, неудача, потеря внезапности, с большим временным лагом бросок в то же место второй волны десанта, опять неудача. Как итог — куча погибших без всякого толка лучших бойцов ВСУ, на подготовку которых ушли не только годы, но и миллионы долларов.

Речь, собственно, идет о попытках украинской стороны захватить Запорожскую атомную электростанцию на фоне визита на ЗАЭС рабой группы МАГАТЭ.

Напомню, как развивались события.

1 сентября в 6 часов 20 минут на побережье Каховского водохранилища в трех километрах северо-восточнее Запорожской АЭС была осуществлена высадка на семи быстроходных моторных лодках двух диверсионных групп ССО ВСУ общей численностью до 60 человек. Диверсионные группы были обнаружены и блокированы в районе высадки подразделениями Росгвардии, охраняющими территорию ЗАЭС.

Далее, для пресечения попытки проникновения на атомную станцию и уничтожения украинских диверсантов, на усиление военнослужащим Росгвардии прибыло подразделение российских вооруженных сил. Одновременно в охоту за ССОшниками включились вертолеты нашей армейской авиации.

Пока на берегу водохранилища погибал авангард украинского десанта, в район населенного пункта Водяное из Никополя выдвинулись основные силы первой волны, посаженные на две самоходные баржи. В районе семи часов утра эти плавсредства были российскими силовиками обнаружены и в результате огневого поражения уничтожены вместе с основными силами первой волны украинского десанта.

Все? Нет, конечно!

Процитирую генерал-лейтенанта Игоря Конашенкова:

«Несмотря на присутствие на Запорожской атомной электростанции представителей МАГАТЭ, киевский режим в очередной раз предпринял попытку захвата АЭС. Второго сентября около 23 часов московского времени две группы катеров и моторных лодок общей численностью 42 единицы с десантом свыше 250 человек из числа сил специальных операций и иностранных наёмников осуществили попытку высадки на побережье Каховского водохранилища в районе Энергодара и Днепрорудного. По десанту были нанесены удары ВКС России четырьмя [истребителями] Су-30 и двумя вертолетами Ка-52, в результате которых уничтожено 20 катеров и лодок. Остальные лодки и катера развернулись и ушли в направлении украинского берега».

«На сладкое» российской артиллерией, в том числе 203-мм самоходными артустановками «Малка», был нанесен удар по украинскому участку побережья в районах населенных пунктов Высшетарасовка, Червоноднепровка, где пытались спастись остатки второй волны украинского десанта.

По озвученной Минобороны РФ информации, в ходе очередной неудачной попытки добраться до ЗАЭС, вечером второго сентября украинский десант потерял минимум 47 боевиков убитыми (в том числе — десять иностранных наемников) и 23 — ранеными.

Занавес.

Офицеры украинских ССО испытывают проблемы с планированием и реализацией десантных операцийЧто не может не радовать

Повторюсь еще раз — с планированием и реализацией серьезных десантных операций командование ССО ВСУ очевидно не справляется. Более того, скорее всего, такая ситуация является следствием нехватки профессионализма не только у командования украинских ССО, но и у западных «кураторов» этих самых ССО. Что, как бы это цинично не прозвучало, не может не радовать.