Купить тонну и разориться: о поставке «зелёного» аммиака из ОАЭ в ФРГ
Национальная нефтяная компания Абу-Даби (ADNOC) 1 сентября отправила в Гамбург первую партию «зелёного» аммиака. При его производстве использовали водород, полученный путём электролиза из воды, для чего задействовали солнечную энергию.
Новость – судя по сайту ADNOC – радостная: при отгрузке аммиака присутствовали министр промышленности и передовых технологий ОАЭ Ахмед Аль-Джабер, сенатор от Гамбурга по экономике и инновациям Майкл Вестагеманн и ещё пара-тройка важных шишек.
Короче, прорыв в безуглеродное будущее. Но нет ни слова ни об объёме отгруженного аммиака, ни о его себестоимости. Об этом специально не сказали ни слова чтобы никого не шокировать. А шокировать там есть чем.
Для производства 1 тонны «грязного» аммиака по процессу Габера-Боша нужно 3,2 МВт*ч электроэнергии, получаемой из метана (из него производят синтез-газ путём паровой конверсии), что сопровождается выделением СО2.
Ещё год назад – когда цены на газ в Европе были высокими, но не запредельными – себестоимость тонны «зелёного» аммиака обходилась на 200-300% дороже, чем обычного. Даже с учётом возможного удешевления возобновляемой энергии разницу в стоимости между «грязным» и «зелёным» аммиаком удалось бы сократить до 50-150%.
Сейчас же, с учётом фантастической стоимости газа в ЕС и его дефицита, «зелёный» аммиак из ОАЭ наверняка будет дешевле местного. Вот только это не решает главной проблемы: кому он нужен по такой цене, если его покупка гарантированно вгонит фермера в убытки?
Отдельный вопрос с объёмами производства. ADNOC в перспективе сможет производить до 1 млн тонн «чистого» аммиака, а CF Industries обещала – до начала энергокризиса – к 2026 году довести производство «зелёного» аммиака до 450 тыс. тонн, а к 2028 году до 900 тыс. тонн. Много это или мало? Просто для сравнения: в мире сейчас выпускают порядка 180 млн тонн аммиака ежегодно. Для перевода всех морских перевозок на аммиак – это же ещё «чистое» топливо – потребуется производить до 600 млн тонн аммиака в год.
Короче, скорее у Германии деньги закончатся, чем она получит недорогой и конкурентоспособный (по сравнению с классическим) «зелёный» аммиак.