Судьбу «Северного потока – 2» решит встреча Путина и Байдена
По итогам намеченных на 16 июня переговоров Владимира Путина и Джозефа Байдена не будет подписано каких-либо документов, сообщил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Встреча будет иметь ознакомительный характер, что не умаляет ее значение. Переговоры Путина и Байдена определят отношения США и РФ на длительный период, и от их исхода во многом будет зависеть судьба проекта «Северный поток – 2».
О том, что президенты двух стран не собираются подписывать конкретные документы по результатам своих переговоров, Песков сообщил, отвечая на соответствующий вопрос журналистов. «Нет, пока об этом речь не заходила, пока не планируется», – сказал он. И с американской стороны не говорят о каких-либо документах для подписания, которые подготовил Байден.
Новости о предстоящей встрече двух лидеров пока касаются в большей степени процедурной стороны. Известно, в частности, время и место переговоров. «Президент Джозеф Байден и президент Владимир Путин встретятся в Женеве 16 июня», – написал в своем Twitter глава Федерального департамента иностранных дел Швейцарии Иньяццо Кассис. Для американского лидера переговоры с российским коллегой станут частью первой зарубежной поездки в ранге главы государства. 11–13 июня Байден будет на саммите G7 в Великобритании, 14 июня пройдет совещание НАТО в Брюсселе и затем состоится визит в Швейцарию. Такой график поездок снизит накал критики в адрес американского президента после решения его администрации отложить санкции против оператора проекта «Северный поток – 2» – компании Nord Stream 2 AG и ее руководителя Матиаса Варнига. В сообщении Госдепа это обосновывается ссылкой на интересы США.
На брифинге в Белом доме Байден счел нужным более детально объяснить свою позицию. Он напомнил, что ранее последовательно выступал против проекта. Но к тому моменту, как Байден вступил в должность, строительство газопровода было практически завершено. «Идти дальше и вводить санкции сейчас, на мой взгляд, было бы контрпродуктивно в плане наших европейских отношений», – сказал он. Выходит, Байден рассматривает проблему строительства «Северного потока – 2» в контексте восстановления испорченных Дональдом Трампом связей Вашингтона со странами ЕС. Ранее ничего похожего американский лидер не говорил. Он, как и его партия, рассматривали «Северный поток – 2» исключительно как угрозу: способ Москвы создать проблемы Украине и усилить свое влияние в Европе.
Это немедленно ему припомнили критики на родине из числа республиканцев. Более того, они напомнили, что в Конгрессе лежит законопроект. Он подготовлен 14 сенаторами-республиканцами: Чаком Грассли, Кевином Крамером и др. Законопроектом предлагается немедленно ввести все санкции против «Северного потока – 2», предусмотренные ранее принятыми законодательными актами. Это означает, что Nord Stream 2 AG и Варниг должны попасть в черный санкционный список. Вероятность принятия этого законопроекта снижает то, что он предложен исключительно республиканцами. Демократы под ним не подписались. Тем не менее говорить о том, что Байден и его администрация дали добро на завершение проекта, по меньшей мере преждевременно.
Введение санкций против «Северного потока – 2» предусматривается законами, принятыми Конгрессом. Президент, если он не инициирует изменение данных законов (чего сейчас нет), вправе лишь приостановить их выполнение. Собственно, в заявлении госсекретаря Энтони Блинкена, касающемся санкций против Nord Stream 2 AG, употреблен глагол to waive (временно откладывать). Потом, если результат встречи с Путиным Байдена не удовлетворит, ничто не мешает Белому дому объявить о включении компании-оператора «Северного потока – 2» в черный список. В конце концов в истории российско-американских отношений бывали случаи, когда вслед за встречами двух лидеров, вроде бы свидетельствующими о разрядке напряженности, следовало обострение обстановки. Достаточно вспомнить июнь 2010 года. Тогда после прорывных, как в то время заявлялось, переговоров Дмитрия Медведева и Барака Обамы последовал «шпионский скандал» – аресты в США и на Кипре 11 россиян по обвинению в шпионаже.
Главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев предположил, что в администрации Белого дома сейчас нет единства относительно целесообразности налаживания контактов с Кремлем. «Байден считает, что он от встречи с Путиным выиграет хотя бы потому, что ему удастся показать, что не только Трамп способен находить общий язык с проблемными для Америки иностранными лидерами. Но, возможно, тот же Блинкен более скептически относится к предстоящим переговорам», – считает эксперт.
Все это, полагает Васильев, делает вероятным различные сюрпризы до и после женевской встречи. «Создается впечатление, что сейчас система российско-американских отношений курируется в Вашингтоне несколькими «головами». Это чревато срывом переговоров или тем, что они ничем не окончатся», – говорит он.