Миротворец Кунта-хаджи Кишиев
В истории Чечни был такой момент, когда она была сохранена как исторический субъект, возможно, благодаря только одному единственному праведнику. К началу 19 века могло показаться, что Бог навсегда отвернулся от народов Северного Кавказа. Россия выходила на Кавказ, получая от Турции и Персии эту территорию в свое законное, подтвержденное международными договорами владение. Однако этносы, жившие на этой территории, прихода России по ряду причин не хотели. Расплата же за такое нежелание была страшной, эта расплата получила название «Кавказская война».
Россия раз за разом, десятилетие за десятилетием катком проходила по сопротивляющимся ей народам. Под этим давлением численность их неумолимо сокращалась, большая часть или добровольно, или принудительно отправлялась в рассеяние по свету. Жестокость России ослабевала только с безоговорочным признанием ее власти, и, наоборот, встречая сопротивление, быстро переходила все границы. Поэтому, когда для войны с Россией в начале 30-х годов 19 века на Северном Кавказе сформировалось особое религиозно-государственное образование — Имамат и Чечня стала его главной базой, чеченский этнос был обречен.
Имамат боролся долго. И у него были серьезные победы. Но это были пирровы победы. Можно сказать «русские всегда возвращались», но это будет не совсем точно. Русские были угнетены, возможно, более других народов, напомним, что крепостное право в России было отменено только 1861 году. Вновь и вновь возвращалась империя, которая была на порядки организованнее, сильнее, богаче и прогрессивнее. Она возвращалась и неотвратимо двигалась дальше, втягивая, принимавшие ее подданство кавказские племена, в мировую историю.
На эти лихие годы и пришлось время деятельности Кунта-хаджи Кишиева, мудреца, обогнавшего свое время. Он был суфийским шейхом, живущим по совершенно невероятному для того времени и для того места принципу — «непротивление злу насилием». Вот некоторые цитаты, дающие представление об этом человеке. «Злого победи добротой». «Тот, кто не живет своим трудом, живет трудом других — это то же самое, что кража». «Если обнаружите, что больше знаете или больше имеете — спешите отдать, ибо то, что вы не отдали, — пропало». «Пусть вам завидуют не в богатстве, а в справедливости и щедрости». «Будьте милосердны к сиротам, больным, бедным, немощным. Всевышний сделал вас более здоровыми, богатыми, сильными. Проявите и вы великодушие». «Не спорьте с властью … у власти перед Всевышним отдельный отчет». И, наконец, главное — «война – это дикость».
Кунта-хаджи Кишиев открыто пошел против «партии войны», возглавляемой легендарным имамом Шамилем. И произошло чудо — «партия войны» ему, в конце концов, проиграла. Во многом благодаря усилиям шейха чеченский этнос был буквально вытащен из-под имперского катка. Сказать, что после Кавказской войны этническая карта Северного Кавказа изменилась, значит не сказать ничего. Эта карта стала другой. Чечня же по сравнению с другими частями региона потеряла «всего лишь» половину своего населения.
Дальше же произошло следующее. Имам Шамиль был с почетом принят российскими властями, принёс присягу на верноподданство России, возведен в потомственное дворянство и через несколько лет умер, после хаджа, в священном городе Медине. Суфийский шейх Кунта-хаджи Кишиев был российскими властями арестован и направлен на вечную ссылку в город Устюжна Новгородской губернии, где через несколько лет смиренно скончался.
Очевидно, такова была воля Всевышнего. Очевидно также, что и Россия в целом, и Чечня в частности, должны быть глубоко признательны этому человеку за тысячи и тысячи жизней, спасенные с обеих сторон.
Блаженны миротворцы!