Установочная партия перспективных отечественных истребителей Су-75 появится в 2026 году
Федеральное агентство новостей
Установочную партию перспективных отечественных легких однодвигательных истребителей пятого поколения Су-75 Checkmate, произведут в 2026 году. Об этом говорится в материалах, представленных на Восточном экономическом форуме (ВЭФ).
Замечу, что установочная партия представляет собой первую промышленную партию, изготовленную для подтверждения готовности к запуску производства тех или иных изделий, и является своеобразным «прологом» к массовым поставкам продукции Заказчику.
Часть российских СМИ восприняли информацию с ВЭФ-2022, как первое официальное сообщение о годе выпуска установочной партии Су-75, однако это не так. На самом деле 2026 год, как срок изготовления установочной партии перспективных отечественных легких однодвигательных истребителей пятого поколения, озвучивался еще в июле 2021 года. Тот факт, что с лета 2021 года срок изготовления установочной партии не изменился, свидетельствует об устойчивости плана создания Су-75 и его «нечувствительности» к усилению Западом после 24 февраля 2022 года санкционного давления на российские экономику и «оборонку». Что, как сами понимаете, не может не радовать.
В свете всего вышесказанного представляется не лишним напомнить читателям историю появления Су-75 Checkmate.
Новый однодвигательный
Первые намеки на реализацию в России программы создания легкого тактического самолета (ЛТС), позже получившего название Су-75 Checkmate, появились в начале декабря 2020 года, когда глава Ростеха Сергей Чемезов сообщил журналистам о проработке госкорпорацией в инициативном порядке концепции перспективного однодвигательного самолета в легком и среднем классах. В конце того же месяца в объектив оператора, снимавшего интервью заместителя председателя Правительства России по вопросам ОПК Юрия Борисова, угодила носовая часть модели неизвестного истребителя. Экспертное сообщество предположило, что это модель того самого самолета, о котором ранее упоминал Чемезов. Данное предположение оказалось совершенно верным.
26 мая 2021 года источник в авиастроительной отрасли РФ сообщил, что ПАО «Компания Сухой» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию госкорпорации «Ростех») приступило к работам над новым истребителем.
«Компания «Сухой» разрабатывает первый в современной истории России однодвигательный легкий тактический самолет взлетной массой до 18 тонн. Самолет будет развивать максимальную скорость полета более 2 махов, обладать сверхманевренностью и улучшенными взлетно-посадочными характеристиками за счет отклоняемого вектора тяги двигателя. Показатель тяговооруженности самолета — не менее 1», — сообщил источник.
Процитированная новость означала, что проработка концепции нового истребителя перешла в плоскость создания реальной машины. Что она собой будет представлять, стало понятно после презентации находящегося в высокой степени готовности опытно-экспериментального образца ЛТС 20 июля 2021 года на авиасалоне МАКС-2021. Машина получила весьма красноречивое экспортное название Checkmate («Шах и мат») и отечественный индекс Су-75.
Федеральное агентство новостей
Почему именно Су-75? Отвечая журналистам на этот вопрос, заместитель главного конструктора проекта Checkmate Алексей Булатов заметил, что самолет создавался как дополнение к существующему тяжелому сверхзвуковому двухдвигательному истребителю пятого поколения Су-57, а число «75» является зеркальным отражением «57». Кроме того, для ОКБ «Сухого» цифры «7» и «5» всегда были счастливыми, и, отдавая дань этому факту, остановились на номере «75»…
Как говорится, ждем!
«Шах и мат» заимствовал много отработанных узлов и технических решений у своего «старшего брата» Су-57, что, в совокупности с широким использованием при проектировании новой машины суперкомпьютерных технологий, позволило создать опытно-экспериментальный образец ЛТС в рекордный срок — всего за год.
«Семьдесят пятый» был выполнен по нормальной аэродинамической схеме с V-образным оперением. Среднерасположенное крыло треугольной в плане формы у Су-75 имеет развитую механизацию передней и задней кромки. Двигатель машины имеет управление вектором тяги; между соплом двигателя и оперением расположены небольшие управляющие поверхности. В фюзеляже истребителя находятся три отсека для размещения подвесного вооружения. В рамках современной «авиамоды», сформировавшейся в ходе создания американских машин F-117, B-2, F-22 и F-35, а также российского истребителя Су-57, Су-75 спроектирован с применением технологий малозаметности.
Для современного российского ОПК перспективный однодвигательный истребитель во многом является машиной революционной, поскольку на протяжении очень долгого времени в нашей стране принимались на вооружение истребители исключительно двухдвигательные. Такие самолеты априори более живучи и способны нести большую боевую нагрузку, чем их однодвигательные «собратья».
Федеральное агентство новостей
Однако у двухдвигательной схемы есть и свои минусы. Два двигателя — это серьезный рост трудозатрат на создание оснащенного ими самолета, это увеличение габаритов машины, ее веса, а также сложности обслуживания. Во что все это выливается? Правильно — в увеличение стоимости истребителя, что сокращают число его потенциальных покупателей.
Кроме того, боевые действия в Сирии, Ливии и Карабахе убедительно показали, что в современных локальных конфликтах малой и средней интенсивности тяжелым истребителям часто просто негде «разгуляться». Для упомянутых условий тактико-технические характеристики и стоимость тяжелых истребителей банально чрезмерны. В конфликтах малой и средней интенсивности оптимальной будет многофункциональная машина более легкого класса, С этой точки зрения, перспективный сверхзвуковой однодвигательный сверхманевренный многофункциональный легкий истребитель пятого поколения — это попадание в «яблочко». Кстати, по словам Сергея Чемезова, стоимость «семьдесят пятого» будет находиться в пределах 25–30 млн. долларов, что является весьма конкурентоспособной ценой на мировом рынке.
Исходно проект ЛТС был ориентирован на экспорт, что подтверждается и амбициозным экспортным названием машины, и текстом презентации истребителя на МАКС-2021. Впрочем, экспортоориентированность не означает, что ЛТС не нужен ВКС России. Не исключено, что опыт боевых действий в САР, а также специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины, подвигнет Минобороны РФ к поиску ниши для Checkmate в современной структуре наших ВКС. Я уж не говорю, что новой машиной, не принятой на вооружение ВВС страны-производителя, как правило, очень трудно заинтересовать иностранных покупателей.
Первый полет Су-75 намечен на 2023 год, а постройка нескольких бортов для испытаний — на 2024–2025 годы. Еще через год начнется выпуск установочной партии. Как говорится, ждем!